Инициатива областных законодателей о передаче полномочий по управлению земельными ресурсами на территории Волгограда с муниципального уровня на региональный стала темой брифинга председателя профильного комитета мэрии Елены КОЗЛОВОЙ. Об этом сообщает пресс-служба мэрии.
Законопроект о распоряжении земельными участками в Волгограде, государственная собственность на которые не разграничена, внесен в областную думу рядом депутатов заксобрания региона.
Согласно предлагаемому документу, с 1 июля 2011 года предоставление земельных участков под многоквартирное жилищное строительство и строительство коммерческих объектов должно будет осуществляться администрацией области. В ведении мэрии Волгограда остаются такие полномочия, как предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, и оформление земельных участков под существующими объектами недвижимости, а также развитие застроенных территорий.
При этом в любом случае большая часть процедуры предоставления земельного участка будет осуществляться администрацией Волгограда. Согласно Земельному кодексу РФ, при предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта орган местного самоуправления утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и готовит акт о выборе земельного участка для строительства. В случае предоставления земельного участка без предварительного согласования (на аукционах) определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к инженерным сетям также не могут быть реализованы без участия администрации Волгограда.
Кроме того, к безусловным полномочиям органов местного самоуправления относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и другие.
«Последствия принятия законопроекта вызывают сегодня серьезные опасения, – отмечает Елена Козлова. – Застройщики будут вынуждены обращаться не в одну, а сразу в две структуры – администрацию региона и мэрию. Процедура усложнится обязательной в таком случае перепиской и согласованиями между администрациями города и области. Время подготовки документации неизбежно увеличится. Кроме этого, предприниматели окажутся в правовом вакууме: неясно, куда им обращаться и с какими документами, как будет организована процедура предоставления земельных участков, каков срок рассмотрения документации».
Между тем, напомним, в 2010 году администрацией Волгограда в рамках реализации поручения премьер-министра России Владимира Путина об устранении административных барьеров были предприняты серьезные меры для упрощения действующей процедуры выделения земли и создания системы «одного окна». С этой целью в мэрии ведется работа по формированию единого департамента по градостроительству и землепользованию, положение о котором уже принято городской думой. «После принятия закона, проект которого представлен, вместо «одного окна» мы получим их множество, что приведет к удлинению процедуры, образованию бюрократической цепочки», — говорит Елена Козлова.
Еще один важный аспект проблемы связан с подготовкой земельных участков к торгам, что в силу требований федерального закона является довольно длительным процессом, требующим дополнительных средств. Однако в областном бюджете эти деньги сегодня не заложены. В то же время, администрация Волгограда планировала в 2011 году выставить на торги 200 земельных участков и выручить от продажи права аренды 130 млн. рублей. Подобные планы продиктованы новой концепцией работы муниципалитета в этой сфере: в 2010 году мэрией проведено 28 аукционов, на торги выставлялись 77 земельных участков, из них под жилищное строительство – 62. Благодаря этому в бюджет Волгограда поступил 51 млн. рублей, что на 31 млн. рублей больше, чем в 2009 году.
Между тем, процесс реализации нового областного закона в случае его принятия ставит под вопрос результаты торгов и объемы поступлений средств в городской бюджет. В проекте закона и приложенных к нему материалах не содержится информация о порядке и условиях компенсации выпадающих доходов бюджета Волгограда из областного бюджета.
Эффективность предлагаемых нововведений ставится специалистами под сомнение и с учетом практики других регионов, где полномочия по управлению земельными ресурсами в административных центрах были в свое время переданы на региональный уровень. Так, в Воронеже областной администрацией в 2010 году не проведено ни одних торгов. В Липецке проведено 2 торгов по 7 земельным участкам, при этом торги не состоялись. На территории Орла состоялось 2 аукциона. В Саратове, где с 2007 года полномочия осуществлялись областью, в 2009 году управление землей вновь было возвращено на уровень муниципалитета – этот шаг столь показателен, что не нуждается в комментариях.
Таким образом, принятие нового закона не только не сократит сроки предоставления земельных участков застройщикам и не упростит процедуру, как того требуют федеральные власти, но и, наоборот, максимально усложнит процедуру, а также создаст массу неудобств для лиц, испрашивающих земельные участки для строительства.