Было когда-то в Волгограде два училища: музыкальное и культурно-просветительное
В то строгое советское время государство само решало, какому учреждению какой статус присвоить.
Да и задачи ставились четкие: первое готовило преподавателей для многочисленных тогда музыкальных школ, а также пианистов, скрипачей и певцов для театров и филармоний, а второе обучало будущих культпросветработников для опять же немалого числа сельских клубов. Каждый занимался своим делом, а слов «рейтинг» и «конкуренция» в нашем лексиконе тогда не было.
Потом время начало меняться. Музыкальное училище, существующее, кстати, с 1917-го года, преобразовалось в институт искусств – еще в 1960-ом здесь открылось актерское отделение, – а недавно стало именоваться Консерваторией. Еще более бурный рост продемонстрировало культпросветучилище. На официальном сайте Волгоградского государственного института искусств и культуры не найдешь упоминаний о скромном прошлом этого учебного заведения. История его начинается здесь прямо с 1999-го года, когда постановлением главы администрации области вуз из филиала Самарской академии культуры и искусств был преобразован в самостоятельное учреждение высшего образования. Стесняться своего прошлого или гордиться им, каждый решает сам, но что-то, воля ваша, есть в этой «забывчивости» сомнительное, как если бы взрослый «городской» сын отказывался от стареньких деревенских родителей. Но это так, к слову.
За последние пятнадцать лет оба вуза выпустили огромное количество специалистов по самому широкому спектру профессий: актеров театра и кино, менеджеров социально-культурной деятельности, режиссеров, вокалистов, художников и музыкантов. Далеко не каждый из них нашел работу по профессии.
Как грибы после дождя растут ряды доцентов и профессоров. Судя по численности культурных кадров, Волгоград «и в области балета» должен быть «впереди планеты всей». Но громких побед на театральном и музыкальном Олимпе наш город что-то не снискал. Ни «Золотой маски», ни «Золотого граммофона» мы пока не удостоились. Есть прекрасные коллективы и их талантливые руководители, но почему главный режиссер театра или руководитель танцевального ансамбля для того, чтобы пополнить состав новыми кадрами, должен обязательно носить ученое звание? Из уважения к нашим деятелям культуры цену этим званиям не будем определять…
Сегодня двум нашим творческим вузам опять пришло время меняться. По решению министерства образования и науки РФ им предстоит реорганизация. Над тем, как провести этот сложный и болезненный процесс, сейчас ломают головы в областном правительстве. Дай Бог им успеха, лишь бы не наломали дров. Но думая о судьбе того молодого человека, который, чувствуя в себе талант, хочет посвятить жизнь искусству, хочется сказать ему: подумай, что ты хочешь получить – «корочку» или профессию? Звание «режиссера» или настоящий театр? Если второе – выбирай учителей.
Как сказал в одном замечательном фильме один замечательный профессор консерватории (Московской): «Время легких успехов прошло. Проходит… Должно пройти».
Наталья Сломова