Российскую культурную сферу потряс скандал вокруг фривольного изложения вагнеровского «Тангейзера» Новосибирским оперным театром. Страсти вокруг постановки не утихают ни первый месяц, разбив и зрителей, и культурологов на два лагеря: вдохновленных и оскорбленных.
«Тангейзер» показали зрителю еще в конце декабря на сцене Новосибирского Государственного Академического театра оперы и балета, после чего постановка моментально сыскала славу скандальной и стала поводом проверки даже следственного комитета Новосибирской области. В оригинале «Тангейзер» был пятой оперой Рихарда Вагнера, в которой поэт, обласканный Венерой, просит отпустить его на землю, где становится виновником конфликта из-за своих прямых взглядов на суть любви, и проклятый народом он погибает в последнем акте. Немецкий композитор и искусствовед Рихард Вагнер был известным оперным реформатором. Видимо, свою личную реформу в новое видение его произведения решил внести режиссер Новосибирского оперного театра Тимофей Кулябин, а подержать его – директор, заслуженный работник культуры России, Борис Мездрич. По сценарию, действия «Тангейзера» перенесены в наши дни, а сюжет завязан вокруг Иисуса Христа, ставшего героем эротической ленты, съемки которой устроил рыцарь Тангейзер. Мнение общественности сразу раскололось: одни посчитали постановку глубокой и современной, другие назвали ее неприемлемым кощунством. Свой взгляд на ситуацию огласили и в местной митрополии, поддержав возмущения верующих зрителей.
Скандал дошел до прокурора Новосибирска, который обратился в Мировой суд Центрального района города. Однако там в административном деле на религиозной почве правонарушений не нашли и оправдали, как Кулябина, так и Мездрича. На прошлой неделе прокурор отреагировал своим протестом на решение мирового судьи, его обращение было назначен к рассмотрению. – Рассмотрение дела в отношении Мездрича состоится в Центральном районном суде Новосибирска в полдень 3 апреля, в отношении Кулябина – в два часа дня 6 апреля, – сообщили «Социнформбюро» в пресс-службе суда.
Разумеется, вся сложившаяся вокруг театра ситуация не могла не получить отклика у новосибирцев. Ранее, в начале марта, на пикете у здания собрались сотни человек с транспарантами и выкриками о позоре и предательстве. А вчера, 29 марта, возмущенная публика и городские жители выступили на митинге против постановки, призвав обратиться свое внимание на провокацию президента Владимира Путина и защитить народ от расшатывания общественных и этических принципов. Между тем, ряд СМИ сообщает, что накануне директор Борис Мездрич был уволен, а на его место назначен руководитель Михайловского оперного театра Владимир Кехман, о чем стало известно буквально в день проведения митинга.
Среди общественного мнения уже возникла некая параллель между «Тангейзером» и трагедией в «Шарли Эбдо». Проводя аналогию, две истории связывают со скандалами на религиозной почве и ответственностью руководства, которое, вне сомнений, должно отвечать за действия, одобряемые политикой организации, и опасаться последствий. Таких страшных последствий, как те, что произошли в редакции французского еженедельника 7 января. 10 марта в Новосибирске состоялся Совет глав религиозных организаций традиционных религий, в котором приняли участие глава Новосибирской Митрополии РПЦ Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, глава мусульман Новосибирской области имам-хаттыб соборной мечети Новосибирска Шакирзянов Салим Накипович и главный раввин Новосибирска и Новосибирской области Шнеур Залман Заклос. Как передает портал «Образование и Православие», все трое представителей ведущих религий выступили против оскорбления чувств верующих и разжигания межрелигиозной вражды: – Не одобряем либерально-секулярный, релятивистский подход к осмыслению свободы… Утратившая нравственные ориентиры свобода, ставшая идолом и сосредоточенная лишь на удовлетворении собственных потребностей, в том числе «свобода» насмешек над тем, что свято для других, несовместима с подлинным достоинством и величием человека, – говорится в тексте заявления. Участники Совета призвали властей не допустить как новосибирскую постановку оперы «Тангейзер», оскверняющая образ Иисуса Христа, так и карикатуры на Пророка Мухаммеда, распространявшиеся в Бельгии и Франции, оскорбляющую память миллионов жертв Холокоста польскую выставку, проходившая в Эстонии и разрушение в Афганистане буддийских святынь.
На официальном портале Новосибирского Государственного Академического театра оперы и балета в разделе о «Тангейзере» так и осталось обращение к публике Бориса Мездрича, который благодарит всех зрителей, посетивших 4 выхода спектакля и тех, кто подписал петицию в поддержку постановки, а это 48 тысяч человек: – Без вас, без ваших выступлений в защиту права художника на высказывание и права театра определять свою художественную политику, мы бы не одержали этой победы. Но еще предстоит трудный маршрут, чтобы наш голос был услышан, и этот печальный прецедент остался первым и последним в истории российского театра. Очевидно, свою речь директор опубликовал после решения мирового суда Новосибирска, однако, вряд ли происходящие в настоящее время события он сможет вновь назвать «победой». Корреспонденты в то же время озаботилсь вопросом, как дела с подобным обстоит в Волгоградской области, правда в виду занятости чиновников, ответов так и не дождались.
Фото: www.opera-novosibirsk.ru