Коронавирус в Волгоградской области:
В прокуратуре обсудили результаты проверки соблюдения законодательства о государственном и муниципальном контроле

В прокуратуре обсудили результаты проверки соблюдения законодательства о государственном и муниципальном контроле

В прокуратуре обсудили результаты проверки соблюдения законодательства о государственном и муниципальном контроле
Фото:

5 марта в прокуратуре области состоялось расширенное заседание коллегии, на котором рассмотрен вопрос о состоянии законности и прокурорского надзора за соблюдением законодательства о государственном и муниципальном контроле.

В заседании коллегии приняли участие представители администрации области, ГУВД, ГУ МЧС России по области, управлений Росреестра, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Управления ветеринарии, общественных организаций «Деловая Россия» и «Опора России» и др.

Коллегия отметила, что прокурорские проверки и обращения предпринимателей в органы прокуратуры свидетельствуют о многочисленных нарушениях прав хозяйствующих субъектов при осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) и муниципальному контролю.

В минувшем году прокурорами региона на этом участке надзора выявлено свыше 1000 нарушений.

С 1 мая 2009 года органы прокуратуры (в соответствии с требованиями закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля) приступили к реализации полномочий по согласованию внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства. За истекший период от контролирующих органов в прокуратуру поступило свыше 770 заявлений о даче согласия на проведение проверок. При этом положительные решения по ним приняты лишь в 63% случаев.

Причинами отказа в большинстве случаев являются отсутствие оснований для проведения таких проверок, несоответствие распоряжения (приказа) о проведении проверки требованиям Федерального закона №294-ФЗ, отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проверки.

Наибольшее число отказов в согласовании проверок получили Управление ветеринарии администрации области (88%) и ГУ МЧС России по области (42%) по области.

В прокуратуру Клетского района, например, в 2009 году от главного ветеринарного врача района поступило 11 заявлений о согласовании выездных внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем, основания для проведения всех этих проверок у контролирующего органа отсутствовали, представленные документы не соответствовали установленным требованиям.

В прокуратуру области за согласованием проверок трижды обращалось управление охотничьего и рыбного хозяйства администрации области и во всех случаях в согласовании было отказано в связи с несоблюдением требований, установленных законом. Причем, при повторных обращениях в заявлениях содержались те же недостатки, на которые было указано прокурором.

Не всеми должностными лицами контролирующих органов требование закона о необходимости согласования с прокурором выездных внеплановых проверок малого и среднего бизнеса принято к безусловному исполнению.

Так, в августе 2009 года госветинспекторами Фроловского района проведены внеплановые проверки деятельности ООО «Арчединское», ООО «Агро-Каустик», ООО «Фроловоагрогаз», относящихся к категории малого и среднего предпринимательства, по результатам составлены акты. Вместе с тем, названные проверки с Фроловским межрайонным прокурором не согласовывались.

Без согласования с прокуратурой летом прошлого года проведены внеплановые проверки ИП Широкова С.Б., ИП Котовой Т.В. госветинспектором Фроловского района.

Государственными пожарными инспекторами Красноармейского отдела в Светлоярском районе в минувшем году проведено 11 внеплановых выездных проверок представителей малого и среднего бизнеса без согласования с территориальным прокурором.

До сих пор не искоренена практика проведения внепроцессуальных проверок органами внутренних дел.

Отдельными должностными лицами ГУВД по области, районных отделов внутренних дел у предпринимателей запрашивается финансово-хозяйственная документация, организуются и проводятся проверки деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, в отношении предпринимателей составляются административные протоколы в отсутствие к тому законных оснований.

Коллегией отмечено и низкое качество проводимых контрольно-надзорных мероприятий.

Свыше 80 проверок, проведение которых согласовано с органами прокуратуры региона, оказались безрезультатными. При этом, в отдельных случаях имелись основания для реагирования со стороны контролеров.

Нередко контролирующие органы при получении отказа от прокуратуры области в согласовании проверки ввиду неправильного оформления документов, не предпринимали мер для исправления недостатков, а использовали полученный отказ для уклонения от реализации предоставленных контрольных и надзорных полномочий.

За такое отношение к своим обязанностям 2 должностных лица НВМУ Ростехнадзора по представлению прокуратуры области привлечены к дисциплинарной ответственности.

При проверках прокуратура выявила отсутствие должного контроля за исполнением выданных предписаний об устранении вскрытых нарушений.

Из 64 проверенных контрольно-наблюдательных дел Кировского отдела ГПН, например, в 22-х не имелось сведений о проведении контрольных проверок. Виновные лица к административной ответственности за неисполнение предписаний не привлекались.

Не лучше обстоит ситуация с проведением плановых проверок.

Зачастую проверочные мероприятия ограничиваются лишь составлением планов и «пустых» актов по результатам проверок.

Так, в 2009 году ветеринарный надзор на территории Дубовского района фактически провален. Госветинспекторами было запланировано и проведено 38 плановых проверок, по результатам которых вскрыто лишь 1 нарушение ветеринарных правил, составлен 1 административный протокол по ч.1 ст. 10.6 КоАП РФ. В 37 случаях оснований для реагирования не усмотрено.

Вместе с тем, в ходе этих проверок установлено, что на территории района расположено несколько бесхозяйных скотомогильников, содержащихся с грубыми нарушениями ветеринарного законодательства, однако каких-либо мер по данным фактам не принято. В актах проверок лишь констатирован факт, что данные ветеринарные объекты не находятся на балансе органов местного самоуправления.

Михайловским межрайпрокурором установлено, что в 2009 году госветинспекторами Михайловской районной станции по борьбе с болезнями животных в 2009 году проведено 69 плановых проверок. Из них в ходе 63 проверок никаких нарушений не выявлено.

В истекшем году органы прокуратуры впервые принимали участие в формировании единого сводного плана проверок хозяйствующих субъектов. Проведенная работа подтвердила, что подавляющее большинство органов не готовы к осуществлению контрольных функций в новых условиях.

По причине просчетов Управления госпожнадзора, например, прокуратурой области полностью исключены из сводного плана на 2010 год проверки, намеченные Управлением на территории Михайловского, Центрального и ряда других районов.

По результатам обсуждения вопроса коллегией принято соответствующее решение, ориентирующее прокуроров на усиление надзора в рассматриваемой сфере, пресечение незаконных проверок субъектов предпринимательской деятельности, обеспечение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении в отношении них мероприятий по контролю и надзору.

В адрес Главы администрации области и руководителей ГУВД и Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области внесены представления.

Источник:
Прокуратура Волгоградской области
www.volgoproc.ru