В истории с забастовкой оркестрантов Царицынской оперы появился новый поворот
Невыплата заработной платы совместителям оркестра оперного коллектива обернулась громким скандалом. В СоцИнформБюро подробно рассказывалось о том, как исполнителям партий в опере «Кармен» пришлось петь в сопровождении рояля. Противоречащие идеологии театрального искусства нетеатральные методы борьбы привлекли внимание общественности. История сначала попала в блогосферу, затем в СМИ. Музыканты под руководством дирижера Юрия Ильинова написали письмо английской королеве (!). Ответа от Елизаветы пока они не получили.Ходоки из театра потянулись и в местные властные кабинеты. Проблемы Царицынской оперы обсуждались во вторник, 16 апреля, на заседании совета областной думы. А поднял их руководитель фракции КПРФ Николай Паршин, к которому обратились за помощью дирижер театра и музыканты.
Служители Мельпомены – люди эмоциональные, в высказываниях не стесняются. Если отбросить форму обвинений, а оставить суть, то все сводится к тому, что директор и худрук получают зарплату от 70 до 100 тыс. и выделяют «миллионы на постановки с участием приглашенных специалистов». А, тем временем, музыканты влачат жалкое существование. Нынешнюю скандальную ситуацию дирекция пытается решить путем раскола коллектива, обещая за лояльность вернуть прежнюю зарплату. Подчеркнем, что это версия забастовщиков.
По словам Паршина, сотрудники Царицынской оперы опасаются, что после сокращения зарплат последуют увольнения и как итог – закрытие театра или объединение с другим. Он отмечает, что на содержание оркестра требуется 140 тыс. в месяц, это – 1,5 миллиона в год.
– И это небольшие деньги на фоне других бюджетных трат, – отметил он.
Объяснения дал первый вице-премьер правительства области Роман Гребенников. Его цитирует пресс-служба фракции: «Проблему знаю. Алгоритм действий есть. Виктор Петрович Гепфнер (министр культуры – СоцИнформБюро) получил соответствующие указания. В ближайшее время те обязательства, которые обозначались губернатором перед коллективом, будут выполнены», – заявил куратор региональной культуры. Он также добавил, что «за публичностью стоят и личные мотивы», но не уточнил, чьи именно и какие.
Фракция КПРФ намерена получить объяснения по ситуации от губернатора Сергея Боженова. Коммунисты внесут соответствующий депутатский запрос в повестку дня общей пленарки, которая состоится 25 апреля. Одним из пунктов станет требование проверки финансово-хозяйственной деятельности театра.
Ситуация с зарплатами музыкантов – это всего лишь маленький эпизод истории оперного театра в Волгограде. Тянется она давно, еще с послевоенных лет, когда здесь хотели создать полноценный оперный театр. Но эта тема для отдельного разговора.
К идее вернулись в конце перестройки. Инициатива дирижера Вадима Венедиктова и вокалистки Татьяны Тесли закончилась расколом театра музыкальной комедии. Родился новый коллектив – Волгоградская оперная антреприза. Своего оркестра не было, за пульты садились музыканты из симфонического оркестра. Приглашались солисты из других театров на партии, голосов которых не хватало в труппе. У театра не было и своего помещения. Это далеко не полный перечень проблем. Все держалось на энтузиазме. При этом к 2003-му году антрепризой было поставлено феноменальное для провинциального города, не знавшего оперы, количество спектаклей: более 15-ти оперных наименований. В их числе – «Мадам Баттерфляй», «Паяцы», «Тоска», «Сельская честь», «Севильский цирюльник», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Царская невеста», «Кармен», «Травиата», «Риголетто», «Иоланта» и другие шедевры мирового оперного искусства.
Время шло. Менялись люди, здания, обстоятельства… Единственное, что не менялось – отношение власти к созданному детищу. Вроде бы и есть он этот театр, и финансирование какое-то выделяется, а по большому счету и не нужен никому. Артисты – люди с тонкой душевной организацией – остро реагируют на подобные нюансы. Многие из них работали в лучших театрах страны и знают, как должно быть.
Дело не в нынешнем руководстве, отставки которого требует дирижер. Три года назад солисты настаивали на увольнении прежнего худрука. В открытом письме они сообщали, что театр находится в КОМЕ. Именно так, заглавными буквами. Теперь о коме говорят уже другие.
Где выход?
Несколько лет назад создатель оперной антрепризы заслуженный деятель искусств России Вадим Венедиктов, вернувшийся в музыкальный театр, так объяснил свое видение ситуации в одном из интервью.
– Сейчас мы разъехались далеко. Каждый коллектив идет своим путем. Там своя жизнь. И дай им бог успехов. Но я абсолютно убежден, что в городе должен быть один музыкальный театр. Я столько об этом думал и говорил. Но должна быть добрая воля и желание властей. А если стороны не готовы, что ж надо забыть об этом. Выяснять отношения, как это порой бывало раньше, не следует.
Убежден, что срок жизни любого театр десять лет – потом он умирает, не в прямом смысле конечно. Он есть, но его как бы и нет. Застой может быть и десять лет, а потом он обязан возродиться. Но придется ли эта пора на наш век – не знаю.
Фото: официальный сайт театра “Царицынская опера