«Ротор» не хочет крутиться. Популярный футбольный клуб рассчитывает на трехкратное увеличение госфинансирования

25 мая 2019 года. Матч Ротор-Чертаново

Футбольный клуб «Ротор» может стать непосильным бременем для бюджета  Волгоградской области. Клуб, вернувшийся в высший дивизион российского футбола после 16-летнего перерыва, может претендовать на беспрецедентное для региональных команд финансирование в 1,7 млрд рублей. Как «Ротор» возвращался в футбольную элиту, зачем ему столько денег и может ли финансовая ноша быть переложена на плечи спонсоров – разбиралось «СоцИнформБюро».

В результате досрочного завершения сезона Футбольной национальной лиги (ФНЛ) волгоградский футбольный клуб «Ротор» вернулся в высший дивизион российского футбола. После прохождения процедуры лицензирования клуб, принадлежащий спорткомитету областной администрации, будет участвовать в чемпионате Российской премьер-лиги (РПЛ).

Целый ряд спортивных СМИ сообщили, что «Ротор» составил предварительную смету расходов на сезон-2020/21, в котором команда будет играть в РПЛ. Журналисты фактически распространили информацию телеграм-канала «Инсайдер», хотя и не делали соответствующей ссылки.

Согласно смете, общие расходы «Ротора» превысят 1,7 млрд рублей. При этом 1,378 млрд нужно непосредственно на содержание главной команды. Еще 36 млн будут потрачены на «Ротор-2», 50,6 млн уйдет на молодежную команду и 32 млн – на академию клуба. Кроме того, предполагается заложить 12,61 млн рублей на регбийную команду и  72,63 млн на содержание госучреждения «СК «Ротор». В числе последних расходов также и зарплаты персонала. Если верить представленным данным, то гендиректор клуба Андрей Рекечинский будет получать 150 тыс. рублей в месяц, его заместители от 100 до 125 тыс., а начальник юрслужбы и пресс-атташе – по 60 тыс. рублей. Эти зарплаты не выглядят заоблачными, особенно на фоне того, что, согласно проекту сметы, тренер по физподготовке «Ротора» может рассчитывать ежемесячно на 352 тыс., главврач на 150 тыс., а массажист на 75 тыс.

 

Аппетит во время еды

Подтвердить или опровергнуть подлинность сметы в самом клубе не удалось – ни менеджмент, включая Андрея Рекечинского, ни пресс-атташе клуба на звонки не отвечают. Высокопоставленный источник в областной администрации сообщил, что «документ, скорее всего, настоящий, но рабочий».

Это такие «хотелки». Ничего на уровень рассмотрения Попкова (Владимира, вице-губернатора, курирующего, в том числе, физкультуру и спорт – прим. Ред) не представляли. Что-то считали, но это пока не окончательные данные, – уточнил информированный собеседник.

 В пользу мнения, что смета от «Инсайдера» это действительно предварительный вариант бюджета «Ротора», говорит несколько обстоятельств. Во-первых, оспаривать сведения «Ротор» не спешит. Впрочем, клуб вообще пока полностью информационно закрылся и не делает никаких заявлений по будущему команды в РПЛ. Будут ли у клуба вообще какие-то тренировочные сборы, какие и где? Каких игроков планирует привлекать новый главный тренер Александр Хацкевич (экс-игрок и тренер киевского «Динамо»), под руководством которого волгоградцы успели сыграть всего два официальных матча? В какой вообще футбол будет играть его команда, и какие задачи перед ней стоят? Все это вопросы без ответов. Даже возможная стоимость билетов на домашние матчи, как и прогноз когда же на «Волгоград арене» можно будет воочию посмотреть футбол, не обсуждаются. И все-таки смета в 1,37 млрд рублей только на главную команду впечатлила футбольную и не только общественность. Много это или мало?

Зарплата главного тренера, согласно смете (будем считать пусть неофициальной и предварительной, но реальной) составит 1,726 млн рублей в месяц, то есть свыше 20 млн в год. Для волгоградской публики такие цифры заоблачные, но в сравнении с ранее публиковавшимися данными о зарплатах главных тренеров РПЛ, это уровень ниже среднего.

Так, по сведениям 2019 года, например, молодой наставник ФК «Краснодар» Мурад Мусаев, лишь недавно получивший тренерскую лицензию категории «А», зарабатывал полмиллиона евро в год. При этом сразу у 7 тренеров РПЛ заработки были выше. Прописанный в предварительной смете контракт Хацкевича по текущему курсу это лишь 264 тыс. евро. С таким уровнем зарплаты в РПЛ Александр Хацкевич стал бы вторым или третьим с конца. По сообщениям украинских медиа, примерно столько белорусский специалист получал и в «Динамо», причем от своих предшественников в киевском клубе по зарплате он отставал.

Кстати, «Ротор», игравший (и даже побеждавший  киевское «Динамо») в чемпионате и кубке СССР, а затем трижды завоевывавший медали чемпионата России и игравший в еврокубках формально давно не существует.  Юридически сегодняшний «Ротор» не стал правопреемником даже ФК «Ротор», который также принадлежал областной администрации. Весной 2015-го региональные власти ликвидировали клуб, погрязший в долгах и провальных результатах.

Вместо ГАУ «ФК Ротор» было создано ГАУ «СК «Ротор». В футбольном плане  новое «спортивное» госучреждение начинало с любителей и за несколько лет прошло путь до РПЛ, последовательно победив в МОА «Черноземье», зоне «Юг» второго дивизиона и, со второй попытки, в нынешнем сокращенном сезоне ФНЛ. Новый «Ротор» пока выделяется двумя обстоятельствами – очень высоким интересом болельщиков и постоянной кадровой чехардой. В среднем на каждый домашний матч «Ротора» в этом сезоне собиралось 18 879 – это не только лучший показатель в ФНЛ, но и пятый результат в России. Популярнее в стране только игры питерского «Зенита», «Ростова», «Краснодара» и «Спартака». За три сезона нового «Ротора» в профессиональном статусе в команде сменилось шесть тренеров (трое специалистов были во главе команды только в последнем сезоне),  через коллектив прошло больше 100 игроков. Четверть из них не сыграли за команду ни одного официального матча.

«Ротор» обходился заключением контрактов со свободными агентами, то теперь в смете заложено 300 млн рублей на трансферы, то есть выкуп нужных футболистов у других клубов. По данным авторитетного германского ресурса Transfermarkt, нынешняя стоимость стартового состава «Ротора» примерно в полтора раза больше. Один экс-игрок сборной России Денис Ткачук, например, стоит около 75 млн рублей. Президент ПФЛ Сергей Прядкин заявлял, что средняя зарплата игрока в лиге около 1 млн рублей без учета бонусов. При том резко отличаются заработки у игроков первой восьмерки (столичные клубы, «Зенит», «Краснодар» и казанский «Рубин») и клубов с экономической точки зрения второсортных. У капитана сборной России Артема Дзюбы и других лидеров «Зенита», «Локомотива», «Спартака» зарплаты в диапазоне от 1,5 до 3-3,5 млн евро в год.

 

Не по средствам?

Большинство футбольных экспертов уверены, что пандемия, сильно ударившая по всей индустрии развлечений, включая профессиональный спорт, вызывает также обвал цен на трансферном рынке и зарплат футболистов. При этом бывший хавбек «Зенита» и «Рубина» перешел в «Ротор» в августе прошлого года бесплатно (в качестве свободного агента). Какую зарплату он получает в волгоградском клубе не известно, но, по словам источника в областном спорткомитете, «даже у лидеров это далеко до миллиона». Ожидается, что в ближайшие сезоны и эти цифры могут стать более скромными.

Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев отмечает, что на фоне падения доходов населения, различных проблем в экономике и дефицита бюджетов спортсменам нужно также сократить свои запросы.

По прогнозам международных организаций, в ближайшие годы вложения разных стран в профессиональный спорт сократится минимум в два раза, а сверхгонорары спортсменов-звезд уйдут в прошлое. Объем средств на спонсорские и рекламные проекты в спорте в мире снизится по сравнению с прошлым годом на 37%, организации финансового сектора сократят размер бюджетов спонсорской помощи сразу на 45%, – разъяснил Деев.

К слову, о зарплатах. В предварительной смете указано, что каждый из игроков «Ротора» будет получать 1,84 млн рублей. Налицо выведение средних показателей – понятно, что тот же Ткачук или другие опытные футболисты и лидеры команды должны  зарабатывать больше игроков-дублеров. При таких расчетах примерная средняя зарплата представляется очень высокой. Неужели «Ротор» нацелился на то, чтобы в первый же год ворваться в верхнюю часть турнирной таблицы?

Член исполкома и руководитель программ массового футбола РФС,  бывший топ-менеджер «Ротора» (в разных должностях – начальник команды, директор, гендиректор, вице-президент – с перерывами с 1990 по 2015 годы) Рохус Шох отмечает:

Мы пока не знаем, какая стратегия у клуба. Но минимальная, я думаю, закрепиться в РПЛ. Футбол Волгограду нужен, это всегда был один из самых футбольных городов России, а теперь еще и с таким красавцем-стадионом.

 

Шох добавил, что не сомневается в том, что «со стороны руководства области будет сделано все необходимое».

Нынешняя ситуация, конечно, внесла много нюансов. Но рынок по стоимости футболистов упал, и будет падать и дальше. Трудности по всему миру. А в России особенно, учитывая, что большинство команд тем или иным способом финансируются из бюджета. И не только футбол, но и все виды спорта.  Трудности будут у всех. Это понятно любому – для этого не нужно быть ни экономистом, ни футбольным человеком. Но, с другой стороны, сейчас как раз можно качественно и относительно недорого усилиться, построить мощную команду. Все будет зависеть от профессионализма менеджмента клуба.

 

Трудности в футболе, вероятнее всего, временные. Представить, что соревнования будут отменены, просто невозможно. Целый ряд турниров возобновляется прямо сейчас – пока без зрителей, но с обильной рекламой. Глава люксембургского офиса консалтинговой группы KRK Group Никита Рябинин уверен, что сфера спортивных мероприятий вскоре восстановится.

Если говорить о мировой практике, то нельзя утверждать, будто многомиллионных контрактов в спорте больше не будет. Рекламодатели ценят возможность размещения на спортивных мероприятия. Это решает не только имиджевые задачи формирования определенного образа, связанного с конкретным видом спорта и победами, но и вполне коммерческие – по продаже товаров и услуг, – рассуждает Рябинин.

Пока слухов о будущих громких трансферах «Ротора» не очень много. Хотя появлялась информация о возможном переходе из московского «Локомотива» грузинского защитника Соломону Кверквелия. Еще недавно им интересовались и клубы сильнейшего чемпионата мира – Английской премьер-лиги.

 

Матчдэй не прокормит

 

Сколько «Ротор» тратил в ФНЛ? Эта информация непубличная. Областной бюджет направлял на спорт 1,459  млрд рублей, в том числе 1,146 млрд на спорт высших достижений. В бюджете на 2020-й год, который может оказаться катастрофически дефицитным, на спорт заложено 1,4 млрд, в т.ч. 976 млн на профессиональный спорт.

В 2019-м 942 млн рублей было выделено в виде субсидий автономным учреждениям на выполнение госзадания в спорте, но вот сколько было направленно именно на футбольный клуб, публично не раскрывается. В октябре 2019-го Андрей Рекечинский заявлял, что бюджет «Ротора» в сезоне 2019-2020 «чуть больше 300 млн рублей», однако, по косвенным данным, в итоге вышло около 500 млн. Таким образом, сейчас «Ротор» хочет увеличить финансирование в 3-4 раза.

В 2019-м Российский футбольный союз (РФС) официально раскрыл информацию о доходах клубов – не только РПЛ, но и ФНЛ. Из нее следует, что «Ротор» практически не получал никаких доходов, кроме госсубсидий и продажи билетов. По доходам в день матча волгоградский клуб лучше многих клубов РПЛ – 10,38%. А вот «коммерческие доходы» всего 0,03%. Для сравнения, у тогдашних коллег по ФНЛ из «Сочи» такие доходы почти 36%. У ФК «Краснодар» без малого 38% и еще 16,8% это поступления от организаторов соревнований (в основном за телетрансляцию – прим. Ред). При этом «прочие операционные доходы», т.е. поступления от главного спонсора это лишь 24,4%. У некоторых российских грандов этот уровень выше. Свыше 60% поступления от «главного спонсора», т.е. госкомпании РЖД, у московского «Локомотива». Кстати, гендиректор клуба Василий Кикнадзе назвал такую ситуацию неприемлемой и анонсировал снижение дотационности. В Волгограде пока, очевидно, рассчитывают как минимум на 80-90% госфинансирования.

ФК «Тамбов» выступает в РПЛ с бюджетом в 650 млн, целый ряд клубов, например, «Уфа» и «Оренбург» примерно в 1-1,1 млрд. Член наблюдательного совета «Химок» (заняли в сокращенном сезоне ФНЛ второе место после «Ротора», сейчас ведут переговоры с частными инвесторами) Александр Волнушкин уверен, что для борьбы за выживание в РПЛ нужно 400 млн рублей.

Председатель комитета по образованию, науке, делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Волгоградской областной думы Алексей Волоцков уверен, что «при правильном менеджменте и селекции можно и за 800-900 млн держаться на хорошем месте» [в РПЛ].

Финансовая ситуация не такая радостная, чтобы можно было в таком объеме выделить из бюджета. Нужны спонсорские средства. Стадион будет заполняться, это высокий уровень, и интересно и для коммерции, и для имиджа. Думаю, не нужно искать одного главного спонсора, а найти 4-5 организаций, – считает Волоцков.

 

Найти генерального спонсора действительно непросто. Очень узок круг компаний, что могут позволить себе вкладывать значительные средства в футбол, не ожидая быстрой отдачи. Причем практически все такие компании, работающие в Волгоградской области, уже содержат спортивные, в том числе, футбольные клубы. ТМК (Трубная металлургическая компания, владеет Волжским трубным заводом – крупнейшим предприятием региона – прим. Ред), например, спонсирует ФК «Урал»(Екатеринбург), «ЛУКОЙЛ» является фактическим владельцем московского «Спартака».

Все относительно. Тот же «Газмпром» работает не только с «Зенитом», но и с «Оренбургом». И, кстати, «Волгарь-Газпром» в Астрахани, который теперь сможет вернуться в ФНЛ.  В любом случае надо стараться привлекать частных инвесторов, в том числе местных, – рассуждает Рохус Шох.

 

При этом Шох уверен, что «на будущее» футбол – все-таки платформа для частных инвесторов, и бюджетные деньги должны уходить из игры. Артем Деев напоминает, что даже крупнейшие организации страны сейчас испытывают финансовые проблемы, следовательно, размер помощи клубам наверняка будет сокращен.

Поэтому командам, в том числе «Ротору», стоит пересмотреть уровень затрат и подойти к будущим сезонам с точки зрения экономии. Не стоит рассчитывать и на большие объемы средств от государства. Министр спорта России Олег Матыцин недавно заявил, что поддержка профессионального спорта в условиях кризиса не является приоритетом государства, – резюмирует Деев.

 

Добавим, что , по данным источников «СоцИнформБюро» в региональной власти, никаких переговоров с новыми потенциальными спонсорами, пока не проводилось. Решения по официальному бюджету «Ротора» приниматься могут уже в процессе игры в РПЛ. Заложенных в текущем бюджете средств хватит и на вступительный взнос и на все первоочередные траты.

Напомним, что в истории российского футбола именно такие сезоны с негарантированным бюджетом не раз заканчивались крахом известных клубов. Такой путь проходили подмосковный «Сатурн», «Томь», пермский «Амкар», а также махачкалинский «Анжи» и сочинская «Жемчужина». В двух последних случаях клубы финансировали не бюджеты, а частные спонсоры.