Мост через Волжскую ГЭС стал непосильным бременем для властей города-спутника Волгограда
Проблема содержания внушительного сооружения особенно остра в условиях бюджетного дефицита. Запутавшийся в правовых коллизиях мост, долгие годы соединявший левый и правый берега Волги, продолжает ветшать в ожидании, когда ему найдут хозяина.
Закрытие автомобильного моста через Волгу по плотине ГЭС, имеющего международное значение, всерьез рассматривается властями города Волжского после бесполезных попыток муниципалитета передать комплекс в региональную собственность, отмечают в Волжском горкоме КПРФ. Дефекты конструкций моста, которые за 60 лет эксплуатации ни разу не ремонтировались, достигли критического уровня и могут рухнуть в любой момент. Фактически мост нужно строить заново, затраты оцениваются более чем в полмиллиарда рублей, которых в местном бюджете нет и пока быть не может. Получается, отмечают волжские коммунисты, нужно вешать «кирпич» на въездах на мост с обеих сторон.
Еще до кризиса 2008 года муниципальные власти рассчитывали на поддержку из регионального и федерального бюджетов и выполнили корректировку проекта капитального ремонта мостового комплекса. Проектная стоимость ремонтных работ по состоянию на 2008 год превысила 446 млн рублей. На сегодня этот показатель будет существенно выше с учетом того, что мост ветшает. В целом для финансирования капитального ремонта и введения в строй системы водоотведения, по оценкам специалистов, требуется 490,2 млн. рублей, а также 38 млн рублей ежегодно для поддержания элементов моста и очистных сооружений в надлежащем эксплуатационном состоянии. Между тем, доходная часть бюджета Волжского составляет около 2,5 млрд рублей.
Первый заместитель председателя Волжской городской Думы, депутат-коммунист Виталий Кокшилов считает, что в ситуации с мостом «налицо несовершенство федерального законодательства, которое разделяет дороги по категориям не по их фактической значимости, а по ряду формальных признаков, дающих слишком широкие определения дорог местного значения».
«Региональные нормативные акты не компенсируют издержки такого подхода, – отмечает он. – В итоге неверное определение категории мостового комплекса – вопреки очевидности и здравому смыслу – создало угрозы и проблемы, неразрешимые силами муниципального образования с крайне дефицитным бюджетом. Органы местного самоуправления оказались намертво прикованными к проблеме капитального ремонта мостового комплекса вплоть до утраты возможности исполнять предусмотренные законом полномочия. В этих обстоятельствах нам говорят, что дополнительные отчисления от акцизов (около 11 – 13 млн рублей в 2014 году) позволят городскому округу «целевым образом аккумулировать средства на решение дорожных проблем» и повысят «результативность местных властей». При действующих нормативах отчислений, чтобы набрать нужную сумму, потребуется не меньше 50 лет».
Мост на руку муниципалитету, считают в региональном миндортрансе, отмечая, что отчисления от акцизов пополнят муниципальный дорожный фонд. С 2005 года руководство Волжского предпринимало неоднократные попытки решить вопрос с «собственником моста», в том числе, передать его на региональный уровень. В областном правительстве отказы мотивировали тем, что мост «не соответствует ни одному из критериев отнесения к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения».
На днях депутат Госдумы Николай Паршин обратился в Федеральное агентство по управлению госимуществом по вопросу передачи моста через Волгу по Волжской ГЭС в федеральную собственность. В числе аргументов – аварийное состояние моста, дорогостоящий капремонт, а также межрегиональное значение объекта. Ответ на депутатский запрос должен поступить в 30-дневный срок, сообщили в его пресс-службе.
Мост через Волгу, соединяющий Волгоград и Волжский, сегодня находится на балансе городского округа – город Волжский. Тем временем, земельный участок, на котором расположен мостовой комплекс Волжской ГЭС, в государственной собственности. Федеральное законодательство определяет автомобильную дорогу как «объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги». Следовательно, на балансе Волжского не автодорога, а ее конструктивно-технологические элементы, отмечает в запросе депутат Госдумы Николай Паршин.
«А здесь уже противоречие 131-ФЗ, где четко прописан состав имущественного комплекса органов местного самоуправления. Закон в такой ситуации обязывает либо перепрофилировать, либо провести отчуждение», – пояснил Николай Паршин.