Коммерсантъ (Волгоград), №116 (4898), 28.06.2012
В Волгограде попытались приватизировать МУП «Автокоммунтранс»
Депутаты Волгоградской гордумы вчера сняли с повестки дня вопрос о приватизации
МУП «Автокоммунтранс», который предполагал спешную ликвидацию предприятия. Инициаторы приватизации настаивают, что она улучшит финансовое положение предприятия, но другие участники процесса считают, что убыточность коммунальных МУПов в Волгограде создается искусственно и связана с попыткой передела собственности.
МУП «Автокоммунтранс» занимается вывозом отходов, содержанием свалок, уборкой территорий. С предложением расширить перечень объектов приватизации на 2012 г. за счет этого предприятия выступил комитет по муниципальному имуществу гордумы. Внеплановость приватизации объясняется убытками МУПа, которые оценены в 1,3 млн руб. В комитете считают, что акционирование позволит привлечь инвестиции и скорректировать «принципы работы».
Однако вчера вопрос был снят с повестки дня, что обосновано нарушением регламента. Не согласны депутаты и с формой приватизации в принципе. «Она не исключает возможности повышения тарифов на вывоз мусора, — пояснила позицию депутатов первый заместитель главы Волгограда — председателя гордумы Ирина Соловьева. — Кроме того, существует опасность, что муниципальное имущество (спецмашины по вывозу мусора), имеющее стратегическое значение для жизнедеятельности, может быть потеряно. Думаю, что можно подумать и о других формах реорганизации этого МУПа. Например, о создании казенного предприятия».
Связаться с новым руководством «Автокоммунтранса» вчера не удалось, а в мэрии тему пока не комментируют. Отметим, что идеи акционирования коммунальных МУПов зазвучали в Волгограде после ухода в отставку в феврале прошлого года мэра Романа Гребенникова. Тогда же ряд предприятий был взят под контроль через смену менеджмента. Так, на «Автокоммунтрансе» дважды меняли руководство и создали ООО «СК — Агжо», которое действовало на базе МУПа и использовало его активы. В этой связи работники предприятия обратились к руководству страны и в прокуратуру Волгограда, заявив, что МУП банкротится искусственно. «Автокоммунтранс» — первая ласточка. За ним можно ожидать передачи в частные руки и других активов», — сказал „Ъ” информированный собеседник в мэрии. Сейчас в Волгограде действует еще несколько МУПов. В их числе «Горводоканал Волгорада», два ДРСУ, контролирующие три района города, электросетевое предприятие «ВМЭС».
Отметим, что прежде на коммунальном рынке города действовали частные компании «РЭС», «ВгКС», «КТВ», после ухода каждой из которых оставались крупные долги. Примечательно, что инициаторы новой идеи приватизации «Автокоммунтранса», даже не скрывают, что акционирование позволит муниципалитету избежать выплаты долгов. «Акционирование снижает риски собственника (муниципального образования) в части субсидиарной ответственности по долгам предприятия. Акционеры АО не отвечают по его обязательствам», — говорится в пояснительной записке к проекту решения по приватизации.
В этом месяце крупные кредиторы муниципальной «коммуналки» уже выразили озабоченность по поводу нарастания задолженностей. Так, в ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» сообщили, что только долг за электроэнергию со стороны коммунальных предприятий за этот отопительный сезон увеличился в регионе на 584,4 млн руб. Общая же задолженность Волгограда по этому показателю составляет около 1,3 млрд руб. В «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» обеспокоены задолженностью МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство», которая с января по май выросла на 83 млн руб. Компания даже просит правительство вынести этот вопрос на внеочередное заседание Совета по обеспечению безопасности электроснабжения. Еще один кредитор, ОАО «Волгоградэнергосбыт», комментируя перспективу банкротства МУП «ЖКХ», заявил о вероятном «умышленном уводе активов».
Бывший мэр Волгограда Роман Гребенников считает, что убыточность муниципальных предприятий создается искусственно. Он отметил, что «Автокоммунтранс» действовал эффективно — закупил 90 единиц новой спецтехники, а в целом коммунальным МУПам удавалось кредитоваться в коммерческих банках, что является индикатором доверия. «Рассуждения о том, что МУПы якобы нерентабельны — не более чем информационный фон, чтобы «прихватить» городское имущество и создать для кого-то прибыльный бизнес», — убежден господин Гребенников.
Елена Завьялова
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1968652