Областное правительство забирает у мэрии землю

Областное правительство забирает у мэрии землю

Областное правительство забирает у мэрии землю
Фото:

Сегодня в повестку дня на заседании Волгоградской областной думы ожидается внесение законопроекта, которым распоряжение землей Волгограда будет передано из муниципалитета в областное правительство. Это решение лоббирует команда нового губернатора Сергея Боженова. 29 марта депутаты уже проголосовали за него в первом чтении.

Вчера на заседании комитета по бюджетной политике передачу прав распоряжения землей не поддержали 7 депутатов, но 9 высказались “за”. Ожидается, что сегодня закон может быть принят окончательно. 

Напомним, что с приходом губернатора Сергея Боженова сменилось руководство и в ведомстве по госимуществу. Министерство   по управлению государственным имуществом областного правительства возглавила Марина Леонтьева, которая прежде курировала этот вопрос в мэрии Астрахани, главой которой являлся 8 лет Сергей Боженов. 

Последний раз полномочия по управлению землей пытались забрать из города в область при губернаторе Анатолии Бровко. Мэру Волгограда Роману Гребенникову удалось добиться, чтобы этот вопрос в январе 2011 года областная дума сняла с обсуждения. Но через месяц, в конце февраля 2011 г., господин Бровко отправил Романа Гребенникова в досрочную отставку, а первым вице-мэром стал бывший вице-губернатор из команды Анатолия Бровко Игорь Пикалов, который и стал курировать вопросы земли и ЖКХ.

В этот раз законопроект внесли пять депутатов, включая бывшего и.о. главы Волгограда Роланда Херианова и спикера облдумы Владимира Ефимова. Мнения участников процесса по передаче земли разошлись. “За” выступает облправительство, “против” – администрация Волгограда. У депутатов мнения разные.

Позиция администрации (правительства) Волгоградской области 

“В настоящее время в Волгограде действует максимально усложненная процедура предоставления юридическим лицам земельных участков для строительства. Неоднократно в результате проверок, которые проводили прокуратура Волгоградской области, областная контрольно-счетная палата, выявлялись многочисленные случаи нарушения администрацией города норм земельного законодательства, неэффективное администрирование земельных платежей.

 

Контрольные органы не раз указывали на избыточность отдельных процедур согласования между структурными подразделениями администрации Волгограда, необходимость уменьшения сроков внутренних согласований.

Областная контрольно-счетная палата по результатам своих проверок неоднократно предлагала главе администрации Волгоградской области рассмотреть возможность принятия регионального закона по передаче полномочий по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, в Волгограде на уровень субъекта Российской Федерации. К слову, принятие такого документа предусмотрено пунктом 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Чтобы сократить общий срок прохождения документов о выделении земельных участков для строительства, в проекте постановления Правительства Волгоградской области «Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде – административном центре Волгоградской области» разделены полномочия при принятии управленческих решений между Мингосимуществом и Минстроем. Так, полномочия Минстроя затрагивают исключительно градостроительные отношения по организации работ, связанных с выбором земельного участка для строительства, определения вида его использования и обеспечения инженерными коммуникациями. Тогда как перечень полномочий Мингосимущества касается сферы земельных и кадастровых правоотношений.

Данный принцип разделения полномочий при принятии управленческих решений, связанных с предоставлением земельных участков для строительства, является наиболее оптимальным с точки зрения повышения эффективности распоряжения земельными ресурсами Волгограда. Он позволит реально сократить общий срок прохождения документов застройщиков от момента подачи заявлений о выборе земельного участка до момента принятия Мингосимуществом решения о его предоставлении.

Передача на уровень региона полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной неразграниченной собственности, не повлечет сокращения доходной части бюджета Волгограда. Поскольку нормативы распределения доходов от аренды таких земельных участков установлены в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 62) и не зависят от того, какой орган (государственной власти или местного самоуправления) осуществляет полномочия по распоряжению ими.

С даты вступления в действие закона Волгоградской области уполномоченный орган – Мингосимущество приступит к администрированию арендных платежей за земельные участки по ранее заключенным договорам аренды, в том числе, внесению в них необходимых изменений в части замены арендодателя и администратора платежа по договору аренды, и обеспечит поступление в местный бюджет арендных платежей по установленному в настоящее время нормативу 80%. Доходы от продажи земельных участков, право распоряжения которыми будет передано на уровень Волгоградской области, также подлежат распределению в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом и 80 % от них будет также поступать в бюджет Волгограда.

Кроме того, предполагается увеличение поступления арендных платежей в местный бюджет за счет: повышения качества управления земельными ресурсами, расположенными на территории Волгограда, обеспечения полноты их администрирования, проведения инвентаризации существующей задолженности по земельным платежам, повышения эффективности работы с должниками, проведения ревизии существующих льгот и преференций и т.д.”

 

Позиция администрации Волгограда

“Вопрос о распоряжении неразграниченными землями требует взвешенного решения. В администрацию Волгограда поступил на рассмотрение областной законопроект «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена». Документ предполагает передачу части полномочий муниципалитета в сфере земельных отношений на уровень региона. В случае принятия данного закона бюджет Волгограда потеряет около 500 млн. рублей, и это не все последствия, которые ждут областной центр.

В Волгограде земли, госсобственность на которые не разграничена, составляют 88% от общей площади. Это территории объектов городского хозяйства, парков, скверов, набережных, тротуаров, носители рекламы и др. Предоставлением этих земель в пользование занимается муниципалитет на основании градостроительной документации.

В случае принятия законопроекта о передаче этих полномочий региону, городской бюджет потеряет до полумиллиарда рублей, которые планировалось получить в этом году от аренды земельных участков и поступлений земельного налога, отметила и.о. председателя комитета земельных ресурсов Светлана Стаценко.

В мэрии находится информационная система обеспечения градостроительной деятельности. По мнению председателя комитета по градостроительству и землепользованию Александра Моложавенко, исключить муниципалитет из процесса предоставления земельных участков невозможно, так как именно городская администрация отвечает за развитие территорий. Таким образом, неизбежным последствием нововведения станет значительное увеличение сроков оформления земельных участков.

«Как показывает опыт других городов, в которых действовал аналогичный законопроект, хозяйственный процесс в результате передачи полномочий в регион, был парализован, – отметил заместитель главы Волгограда Владимир Гавва. – Чтобы нормализовать работу в сфере земельных отношений, пришлось возвращаться к прежней форме либо искать компромиссное решение. Однако на это уходит время».

Сама процедура передачи полномочий в регион займет не один месяц. Во время переходного периода часть плательщиков могут и вовсе прекратить оплачивать аренду земли.

Свои опасения в связи с планируемыми изменениями в региональном законодательстве высказали городские депутаты. Заместитель председателя гордумы Геннадий Мурылев отметил: «Сегодня комитет земельных ресурсов администрации Волгограда обслуживает около 10 тысячи договоров аренды. В области пока не создана инфраструктура для распоряжения ресурсами. Субъект федерации, по сути, возлагает на себя обязанности по определению дальнейшей судьбы города-миллионника. На мой взгляд, этот шаг не до конца продуман, что может обернуться для Волгограда полугодовым простоем в сфере земельных отношений и градостроительства».

Разработчики законопроекта подчеркивают необходимость подготовки земельных участков в Волгограде к масштабной застройке в преддверии Чемпионата Мира по футболу в 2018 году. «Но для этого совершенно не обязательно в срочном порядке, в двухнедельный срок рассматривать и принимать решение о передаче полномочий по распределению неразграниченных земель на уровень субъекта, – считает Сергей Забеднов, председатель комитета по землепользованию и градостроительству Волгоградской городской Думы. – Мы, депутаты, не понимаем, к чему такая спешка? Решение о включении Волгограда в список городов-участников Чемпионата, будет только осенью, вот тогда логично вернуться к этому вопросу. Ничто не мешает и сейчас зарезервировать некоторые участки под строительство спортивных и других объектов. Город работает в одном ключе с губернатором. Кроме того, пока нет ясности, как предложенный законопроект предусматривает взаимодействие между городскими и областными структурами, процесс наполнения бюджета. В городе налажена четкая работа по возврату задолженности по платежам.

Немаловажен и вопрос о судьбе 95 сотрудников городского комитета по земельным ресурсам. Многие из них проработали в этой сфере не один десяток лет и являются высококлассными специалистами».

Для тщательной проработки всех аспектов этого вопроса необходимо создать рабочую группу из числа депутатов областного парламента и специалистов городских структур, считают представители муниципалитета”.

 

Роман Гребенников,

бывший мэр Волгограда

 – Я сомневаюсь, что за этим решением стоят областные руководители, и не думаю, что это сослужит добрую службу губернатору. Скорее, некоторые депутаты пытаются оказать ему медвежью услугу. Новый механизм не ускорит, а усложнит решение земельных вопросов. Увеличится число инстанций. Кроме того, потребуется длительный переходный период. Надо будет набрать специалистов, наладить связи. Полгода-год работа будет парализована. Кроме того, все споры, все разногласия, весь негатив будет теперь оборачиваться против областных ведомств, которые станут заниматься землей. А поскольку вопросы будут решаться все равно не только в областных инстанциях, но и городских, споры неизбежны. 

 

Андрей Куприков

руководитель волгоградского регионального движения

“Деловой России”

 – Несмотря на постоянные проблемы застройщиков с муниципалитетом, считаю этот шаг не верным. В реальности это еще больше усложнит администрирование, особенно в период формирования правительства – в условиях кризиса на полгода фактически предоставление земли будет заморожено. Вдобавок у муниципалитета изымают самый весомый финансовый, инвестиционный и политический ресурс, являющийся одним из основных источников формирования городского бюджета.

 

Владимир Попов

председатель комитета по бюджетной политике

Волгоградской областной думы

– Это не самое лучшее решение. И я сказал об этом, выступая на комитете, что решение ошибочное. Мое мнение, что вряд ли ускоритеся прохождение документов и упростится процедура. В большинстве регионов эта функция закреплена муниципалитетом. Такой порядок предполагает и федеральный закон. И на ряде территорий, где полномочия передавали региональному органу, все вернулось на круги своя, к муниципалитету.

Но коли в регионе новый губернатор, новый председатель правительства, мы даем им определенный кредит доверия. Проблема действительно существует. Как говорит нам бизнес, землю трудно получить. Два раза мы не давали перейти полномочиям на уровень области, и лучше от этого не становилось. Посмотрим, в качестве варианта, как с этим справится область. Город тоже будет участвовать в этом процессе, но под контролем областной власти. Если не получится, можно будет вернуть к прежней схеме.

В любом случае, мы предлагаем создать комиссию, в которую войдут депутаты и представители исполнительной власти области и города. Эта комиссия должна разработать четкую процедуру работы по земле. Потому что то, что нам представили сейчас, это очень сырые документы.

 

 

Читать volgasib.ru в