В общественной палате Волгоградской области обсудили перспективы продовольственного обеспечения учреждений социальной сферы
Круглый стол с участием экспертов, юристов, представителей исполнительной власти региона состоялся во вторник, 29 октября.
«Тема поднимается не первый год, – заявил председатель комиссии по развитию АПК, земельным отношениям и природопользованию общественной палаты Сергей Бельский. – Очень низкий процент обеспеченности общественного питания учреждений здравоохранения и образования товарами местных производителей. Продукты, которые идут там нам на столы, в основном привезены из-за границы или других регионов. Продуктов местных производителей – не более 20%. Хотя все, что потребляется в регионе, за исключением бананов и апельсинов, растет и в нашей области».
Членам общественной палаты хотелось бы, чтобы учреждения здравоохранения и образования закупались бы на своей территории, но пока этого не происходит. Советник председателя ОПВО Сергей Водянников отметил, что вопрос продвижения местной продукции ставится общественной палатой уже много лет, однако, в этом направлении почти ничего не сделано.
«Мы смогли добиться лишь того, что в сетевых магазинах появились отделы с надписью «Местные производители», – сказал Водянников. – Как правило, это мясо».
«Порой сами жители и руководители учреждений возмущаются, когда из районов направляются машины за сотни километров в Волгоград за продовольствием, – отметил член совета ОПВО Анатолий Егин. – Это неправильно. Обращений по этому поводу в общественную палату было много как со стороны производителей, так и потребителей».
В общественной палате надеются, что изменить ситуацию поможет новый федеральный закон №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Но вот как заставить его работать на благо работать на благо региона, пока не придумали.
Закон не снимает проблем и оставляет коррупционную составляющую при заключении контрактов, считает юрист Андрей Белоножкин.
«В законе есть положительный момент – заказчикам придется не только обосновать начальную цену, как было раньше, но и необходимость приобретения товара или услуги, – пояснил он. – Например, нельзя обосновать приобретение мяса в Волгограде, если в Алексеевке оно стоит дешевле. Главная проблема – при проведении конкурса сохранится балльная система и у заказчика всегда будет возможность заключить контракт с тем, с кем он желает. Есть такая форма закупки как приобретение у единственного поставщика. Теперь одна закупка может быть только на 100 тысяч рублей. Никакой конкуренции здесь не будет».
Юрист также отметил, что по новому закону заказчики должны будут выходить на электронные торги.
Представитель министерства соцзащиты населения Ирина Новикова заявила, что с реализацией нового закона могут возникнуть проблемы.
«Раньше покупками до 100 тысяч рублей мы спасали себя в случае экстремальных ситуаций, – отметила она. – Рассчитать такие суммы на год – очень сложный процесс. При новом законе большее число местных производителей не имеют технической возможности выйти на электронные торги и сайты. Но самое сложное – все денежные средства будут реализовываться по аукционам, которые разыгрываются на полгода-год. Зная проблемы бюджетной сферы, поставщик должен знать, что может попасть в проблемы недофинансирования. Мелкие поставщики вообще потеряют возможность участвовать в процессе».
Ирина Новикова также отметила, что пока не понимает, как путем реализации нового федерального законодательства поддержать местных сельхозтоваропроизводителей.