Оценивать трехлетний бюджет Волгоградской области лучше закрыв глаза

Оценивать трехлетний бюджет Волгоградской области лучше закрыв глаза

Оценивать трехлетний бюджет Волгоградской области лучше закрыв глаза
Фото:
Заседание областной Думы / СоцинформБюро, Анатолий Панчишкин

Профицитный документ рассорил большинство и оппозицию.

«СоцИнформБюро» разобрался в том, что в бюджете региона действительно хорошо, а что не очень.

Рассмотрение региональным парламентом бюджета Волгоградской области на 2020 и плановый период 2021-22 годов оказалось действом не столько финансово-аналитическим, сколько мировоззренческим. Представители думского большинства документ на все лады хвалили, а робкая оппозиция из КПРФ поддерживать отказалась, сведя критику к рассуждениям о недостаточной социальной направленности проекта и пожеланиям «сперва получить денег из Москвы и потом распределять». При этом, судя по всему, в принципиальные детали ни те, ни другие не очень-то углублялись, ограничившись определением своей позиции почти сакрального содержания: верит ли конкретный депутат в «бюджет развития» или же считает его документом неприемлемым, фиксирующим социально-экономическую деградацию.

Если присовокупить

На вчерашнем пленарном заседании регионального парламента первому вице-губернатору Александру Дорждееву, возглавляющему еще и областной комитет финансов, депутаты сэкономили силы, избавив его от обязанности обстоятельно докладывать по бюджету.

Фактически те же выкладки и тезисы он уже изложил неделей ранее. Ко второму чтению областная казна никаких принципиальных поправок не получила. Ключевые параметры озвучил председатель профильного думского комитета Илья Кошкарев. Общие доходы спрогнозированы в размере 108,9 млрд рублей, что на 2,22% меньше бюджета уходящего года. Но в сравнении с плановыми назначениями это все-таки рост на 8,1%. Должны, в сравнении с первоначальной версией бюджета-2019, вырасти и собственные доходы – они составят 77,3 млрд рублей – и поступления из федеральной казны. Расходы запланировали на 200 млн меньше, чем доходы. В прогнозе на два последующих года также спрогнозирован профицит – на 200 и 500 млн рублей соответственно. Безвозмездные поступления из федерального бюджета запланированы в размере 31,6 млрд рублей. Это почти на 4 млрд больше, чем на этой стадии рассмотрения бюджета годом ранее. Причем размер нецелевых дотаций практически не изменялся – 11,8 млрд в новом бюджете против 11,6 млрд в первой версии бюджета-2019.

Стоит отметить, что накануне Государственная дума утвердила федеральный бюджет в третьем окончательном чтении. Там было принято больше 600 поправок, уточнила первый зампред комитета по бюджету, депутат от Волгоградской области  Ирина Гусева.

– Поправки связаны с обеспечением нацпроектов и комплексного плана расширения магистральной инфраструктуры, уточнены некоторые расходы по кодам классификации, распределены ассигнования, зарезервированные при формировании бюджета в первом чтении, – написала депутат Гусева  в соцсетях.

Поправками перераспределили около 750 млрд рублей. Общая сумма межбюджетных трансфертов, кстати, больше 2,5 трлн рублей (общие расходы 19,5 трлн, доходы 20,4 трлн). В этот раз федеральные законодатели перераспределили большинство (94%) трансфертов не дожидаясь наступления нового года. Это сделано, чтобы облегчить регионам работу по проведению конкурсных процедур, чтобы их можно было завершить уже в марте и запускать крупные проекты по строительству и реконструкции.

Илья Кошкарев особо подчеркнул мысль, что никогда прежде столь значительных ассигнований уже в первом варианте бюджета не было. «Уже с превышением», – несколько раз подчеркнул глава бюджетного комитета думы, приводя параметры субсидий и субвенций. Последние (целевые средства, которые нужно потратить в строго определенные сроки и исключительно по назначению, в противном случае придется вернуть), кстати, прописаны на всю трехлетку одинаково – в общем объеме по 20 млрд рублей ежегодно.

Он также пояснил, что расходы на образование и соцподдержку в рассматриваемом бюджете составляют 62%.

–  А если присовокупить сюда 1,6 млрд на культуру, два миллиарда на охрану окружающей среды, дорожный фонд 12, спорт 1,5 млрд и еще и благоустройство, то в целом на социальные расходы идет 78%, – разъяснил Кошкарев, – что, вопреки мнению оппонентов, подтверждает социальную ориентированность.

Он говорил о депутатах фракции КПРФ, которые вновь не стали голосовать за бюджет. Депутат Валерий Могильный, обосновывая такую позицию, привел данные из заключения прокуратуры к проекту бюджета, где отмечается, например, что из 2,74 млрд рублей, необходимых на приобретение льготных лекарств, в проекте заложено лишь 1,17 млрд.

На приобретение жилья для детей-сирот, подчеркнул Могильный, заложено и вовсе лишь 3,6% от необходимой суммы. Их едва хватит на исполнение судебных решений от 2017 года.

Вице-спикер Тамара Головачева обратила внимание на снижение финансирования раздела «Национальная экономика» на 7%, что вызвало у нее сомнения в возможности выполнения в регионе нацпроектов.

– Беспокойство имеет основания. Еще меня волнуют пенсии, не только размер, но и последствия. Смертность в селах гораздо выше, чем в городах. И показатель отъезда из области растет. Может ли наш бюджет обеспечить нацпроект сбережения людей? Сомнительный ответ напрашивается, – поделилась первый секретарь обкома КПРФ.

Она также отметила, что коммунисты будут ждать поступлений средств из Москвы, чтобы «перераспределить и посмотреть в целом».

Обстановка далека от идеала

Сразу несколько депутатов от «Единой России», включая первого вице-спикера заксобрания Сергея Булгакова, бросились с коммунисткой активно спорить, наперебой заверяя о достаточности средств и непременном финансировании всех ключевых проектов. В итоге это привело только к курьезу – Головачева вступила в перебранку с депутатом Александром Осиповым, известным, в том числе и тем, что в прошлом созыве заксобрания он нецензурно выругался в адрес депутата от КПРФ Михаила Таранцова прямо на заседании. Сейчас поводом для более культурной, но все же перепалки, стали разные данные о зарплатах сельских учителей. По сведениям  Осипова они, по крайней мере, в Калачевском районе, составляют 30 тыс. рублей. По мнению Головачевой, почти втрое меньше.

Между тем, как следует из документов бюджета, с которыми ознакомилось «СоцИнформБюро», строить радужные ожидания на основе принятого бюджета преждевременно.

Например, на пенсионное обеспечение пока заложено на 4 млн (0,6%) меньше, чем в текущем году. В целом на соцполитику расходы вырастут – с 31,2 до 32,2 млрд рублей(3,14 %). Есть и более быстрорастущие статьи расходов – например, обслуживание госдолга. С 2,48 млрд в уходящем году эта строка вырастет почти до 3 млрд рублей. При этом верхний предел государственного долга региона остается на достаточно высоком уровне – к началу 2023 года он может составлять почти 50 млрд, то есть всего на один миллиард меньше нынешнего. Вместе с тем, с ростом собственных доходов, соотношение долга к внутренним возможностям бюджета становится все менее критичным.

«Общегосударственные расходы», то есть траты на чиновников, в целом сократятся на 931,8 млн рублей (31%). В первую очередь за счет резкого сокращения трат на областную избирательную комиссию, что объяснимо, а также судебную систему. На последнюю ассигнования снижают на 55,3% – с 533 до 238 млн рублей. А вот расходы на обеспечение деятельности губернатора и самой областной думы вырастают – на 0,84 и 24,54 млн рублей соответственно.

Сокращение «национальной экономики» на 1,62 млрд рублей распадается на целый ряд важных обстоятельств. Так комитет строительства на программу стимулирования жилищного строительства получит всего 655 млн рублей, что вдвое меньше уровня 2019 года. По подразделу «транспорт» расходы сократятся на 55%, в том числе господдержка общественного транспорта потеряет почти 66% финансирования.

Более чем двукратное секвестрование также предписано по разделам «коммунальное хозяйство» и «благоустройство» – на них уйдет 762 и 592 млн рублей соответственно.

Среди растущих статей также спорт и физическая культура – общий рост 11%. Однако на массовый спорт расходы сокращают на 8,1%, а вот на спорт высших достижений готовы потратить больше миллиарда. Рост к уходящему году сразу на 25,6%. Не иначе как готовятся к вероятному выходу футбольного «Ротора» в российскую Премьер-лигу.

Опыт прошлых лет показывает, что в первом варианте бюджета волгоградские законодатели часто закладывают весьма спорные цифры, просто, чтобы удержать общие параметры бюджета в определенных рамках, а затем жду увеличения федерального финансирования, чтобы перераспределить некоторые статьи и сбалансировать документ.

Руководитель фракции «Единая Россия» Михаил Струк прокомментировал ситуацию корреспонденту «СоцИнформБюро», отметив, что все ключевые положения, вроде зарплат бюджетникам, заложены полным рублем.

– Социально-экономическая обстановка далека от идеала, но работаем в исполнительной и законодательной власти, чтобы навести порядок. Результат в том, что каждый год идет все больше ассигнований из федерального центра, которые позволяют участвовать в национальных проектах, делать программу развития региона на перспективу.

Передвижки, конечно, ожидаются. Будет корректировка по следующему году и не раз, но у нас есть и положительная динамика собственных доходов, – заключил Струк.

Перед самым голосованием по бюджету, исход которого был предсказуем, высказался спикер областного парламента Александр Блошкин, предложивший окунуться в не самые приятные воспоминания.

— Попробуйте сейчас закрыть глаза и вспомнить, что было в области до 2014 года. Убили все! В Волгограде не было ни одной нормальной улицы, в регионе дороги были настолько плохие, что ездили по обочинам. Медицина, образование — эти отрасли были просто убиты. А теперь откройте глаза и езжайте по тем же улицам в Волгограде, в Волжском, в Камышине. Да, вопросов еще много, надо решать. Но это – то наследство, которое нам досталось в 2014 году. И вот это все мы сегодня продолжаем разгребать. Это просто вам для информации, – отметил Блошкин.

Читать volgasib.ru в