Волжские автобусы застряли между долгами и коронавирусом

Волжские автобусы застряли между долгами и коронавирусом

Волжские автобусы застряли между долгами и коронавирусом
Фото:
Анатолий Бакулин / Ярослав Малых, СоцИнформБюро

В ближайшее время предприятие по производству автобусов «Волгабас» может сменить собственника. По неофициальным данным, соответствующие договоренности уже достигнуты, согласование деталей произойдет в ближайшее время. Что или кто вынуждает семью Бакулиных оставить раскрученный актив, какими будут последствия для бизнеса и что за инвестор может взяться за производство автобусов – разбирался «СоцИнформБюро».

 

Сразу несколько независимых друг от друга источников утверждают, что расположенное в Волжском ведущее предприятие группы «Волгабас», производящее одноименные (Volgabus) автобусы в ближайшее время сменит собственника. Контроль над предприятием ООО «Волгабас»  перейдет к ОАО «Синара — Транспортные машины» (СТМ, входит в группу «Синара» Дмитрия Пумпянского). Источник в региональной администрации уверен, что сделка заключена и находится в стадии оформления. По его словам, встреча губернатора Андрея Бочарова с председателем совета директоров СТМ Евгением Гриценко 7 марта была фактическим  подтверждением этого. В пресс-службе региональной власти сообщили, что на встрече обсуждали «новые проекты развития в Волгоградской области и вопросы их реализации».

Принципиально вопрос решен, «Волгабас» забирает «Синара», – уверен информированный собеседник, близкий к руководству региона.

Источник в мэрии Волжского, где расположен завод «Волгабас», придерживается схожего мнения и уверен: контроль над предприятием перейдет к «Синаре» в ближайшие недели.

 

Финансы поют романсы

 

В пресс-службе группы «Волгабас» ответа на запрос «СоцИнформБюро» не предоставили, уточнив, что не располагают «такой информацией сейчас».  В том же духе высказался бывший бенефициар и гендиректор предприятия Алексей Бакулин.

 

Я такого не знаю. Пока нет такой задачи на повестке дня. На сегодняшний момент это так, а на годы вперед я говорить не могу, – сказал корреспонденту «СоцИнформБюро» Алексей Бакулин, отказавшийся отвечать на вопрос о возможностях взаимодействия с «Синарой». – Нас продают, покупают и банкротят уже лет пять как, – добавил промышленник.

 

Действительно, в отношении ООО «Волгабас» уже запускалась процедура банкротства. В 2019 году банкротства волжских производителей требовало ООО «Бугульма-Пригород», которому «Волгабас» задолжал около 41 млн рублей. При этом суд обязал «Волгабас» выплатить «Россельхзозбанку» более полумиллиарда рублей.

«Волгабас» развился из Волжского автобусного производства «Волжанин». ВАП «Волжанин» создавал и руководил в 1993 году начальник автоколонны № 1732 Волжского Анатолий Бакулин (впоследствии четырежды избиравшийся депутатом областной Думы – прим. Ред).  Завод выпускал одноименные автобусы, за счёт чего стало широко известно в России и за рубежом. В 2008-м происходит ребрендинг и основное производство закрепляется за юрлицом ООО «Волгабас», первым директором которого был сын Анатолия Алексей Бакулин, в 2009-2013 годах, кстати, депутат гордумы Волжского. В разное время как минимум 19 юрлиц прямо или косвенно контролируемых семьей Бакулиных, занимались проектированием, производством и продажей автобусов. Сейчас Анатолий Бакулин владеет ООО «Волгабас Волжский», а Алексей Бакулин владеет ООО «Бакулин Мотор Групп» (БМГ, Владимирская область), ООО «Волгабас РобоЛаб» (Москва), ООО «Волгабас Техно Лаб» (Липецк).

Самой большой долей ООО «Волгабас» (более 50%) в настоящее время владеет московское ООО «ФК РАЗВИТИЕ» (директор – Рустам Яппаров). ООО «Волгобас» остается одним из крупнейших активов, на которых записано основное производство – бывший завод «Волжанин». Кстати, в 2015-17 годах прошедший значительную модернизацию. По итогам 2018 года ООО «Волгабас» снизило выручку на 1,4 млрд. рублей – до 3,395 млрд (по неофициальным данным в 2019-м выручка продолжила снижаться) и получило прибыль 37,8 млн рублей. Добавим, что «ВолгабасВолжский» имеет практически такие же показатели – прибыль 36,2 млн рублей, а выручка 3,78 млрд.

Волжские автобусы застряли между долгами и коронавирусом
Электробус производства компании Волгабас / GlobalLookPress

На эту компанию отнесены основные средства в 22,7 млн рублей (у ООО «Волгабас», для сравнения, 307,2 млн), а вот кредиторская задолженность выросла уже до 1,69 млрд рублей. «Кредиторка» старого «Волгабаса» даже несколько скромнее – 1,49 млрд рублей. Но это данные на начало 2019 года, когда, напомним, к предприятию были предъявлены судебные иски на сотни миллионов рублей. Только в 2020-м году к «Волгабасу» подано новых исков на 914 млн рублей.

У «БМГ» с финансами получше – «кредиторка» 744 млн при балансе в 4,63 млрд и выручке 2,63  млрд. А вот арбитражная практика еще более тревожная – в нынешнем году «Бакулин мотор групп» получил 11 исков с общим размером требований 1,14 млрд рублей. Крупнейший – это иск банка «Восточный экспресс» на 910 млн рублей. Собственно, ООО «Волгабас» уже не принадлежит о Бакулиным, хотя, уверены все собеседники «СоцИнфомБюро», в том числе на самом предприятии,  ими управляется. Фактический собственник предприятия – банк «Восточный». Ему прямо принадлежит 13,41%, 4,79 связанному ООО «Восток капитал». Основной акционер ООО  «Финансовая корпорация  «Развитие», которая владеет 81,8%, но акции эти находятся под обременением в виде залога по кредиту упомянутому ранее ПАО «Восточный экспресс банк».

Короновирус все спишет?

Нынешнее решение «отдать» актив, говорят люди, знакомые с ситуацией, с одной стороны вынужденное, но одновременно и своевременное. Напомним, в отношении бывшего директора ООО «Волгабас» расследуется уголовное дело.

Помимо налоговых и прочих претензий к детищу семьи Бакулиных, сейчас сложилась неудачная ситуация на рынке.

Завод «Волгабас» (ООО «Бакулин Мотор Групп») в Собинском районе Владимирской области 4 марта приостановил производство из-за недопоставок китайских комплектующих, в первую очередь двигателей Yuchai. Волжский завод работу продолжает, но в ограниченном режиме. По некоторым сведениям, в ООО «Волгабас» отмечена продолжительная задержка зарплаты, хотя официальными источниками такая информация пока не подтверждена.

Волжские автобусы застряли между долгами и коронавирусом
Основатель инвестиционного фонда Baring Vostok Майкл Калви сидит в клетке в зале суда в Москве, Россия, в пятницу, 15 февраля 2019 года/ AP Photo / Александр Земляниченко / https://560theanswer.com/

Наконец, интерес у «Синары», о котором нам стало известно, возник на фоне скандального уголовного дела вокруг банка «Восточный» и связанных структур. Напомним, 15 февраля был арестован американский гражданин Майкл Калви. Основатель Baring Vostok обвиняется в мошенничестве в особо крупном размере. Его подозревают в хищении 2,5 млрд руб. у банка «Восточный экспресс» через схемы с участием «Первого коллекторского бюро». Сам  Калви говорит, что его дело вызвано конфликтом с крупнейшим миноритарием банка «Восточный» Артемом Аветисяном.

 

Долги «Волгабаса» перед указанными банками могут быть разменной монетой в более крупных спорах финансово-промышленных групп. Это означает, что, вероятно, реальных денег за приобретение завода заплачено не будет. По нашим сведениям, пока речь идет только об ООО «Волгабас», но с получением контроля над всей группой.

 

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов объясняет.

Безденежный способ приобретения может быть для компании [группы «Синара»] даже выгоднее, так как он не требует использования собственных средств компании или привлечения заемных. Актив, как известно, создан относительно недавно и не требует значительных средств в его реконструкцию и техническое перевооружение, а взаимозачёт позволит снизить его долговую нагрузку, продолжить работу далее. 

 

Управляющий партнер «BMS Group» Алексей Матюхов считает, что «Синара» может проявлять интерес к группе «Волгабас» «как к инструменту урегулирования просроченных обязательств «Волгабаса» и аффилированных лиц».

 – Модель приобретения предприятия не за счет выкупа долей или акций, а за счет зачета обязательств является вполне распространенным сценарием. Чаще такие сценарии реализуются в рамках реструктурирования крупных банковских кредитов и в схемах проектного финансирования: если кредитные обязательства не выполняются, актив переходит в пользу кредитора в рамках мирового соглашения или же по результатам процедуры банкротства в принудительном порядке. Если сторонами сделки являются игроки одной или смежных отраслей, данная комбинация может быть выигрышной для обеих сторон. При этом необходимо понимать, что успешное развитие предприятия, прошедшего через подобные процедуры, потребует дополнительных инвестиций,  – рассуждает Матюхов.

 

Зампред Волгоградской областной Думы Дмитрий Калашников также пояснил, что не знаком с деталями происходящего, но считает, что «если это правда, то наверное, это в связи с событиями вокруг банка [г «Восточный»] и китайскими делами».

Его коллега по областному парламенту Сергей Четверяков, гендиректор Волжского трубного завода, который, как и «Синара» принадлежит Дмитрию Пумпянскому, комментировать информацию отказался.

По нашим сведениям, трубный завод, крупнейшее предприятие области – выручка 71,85 млрд рублей (рост 11 мдрд) и чистая прибыль 4,45 млрд – действительно может фактически не соприкасаться с бизнесом «Синаратранспортные системы» (СТМ), производящим тепловозы, электровозы, электропоезда. У «Синары» в Волгоградской области есть и крупный строительный актив – бывшая компания «КомБилдинг», являющаяся одним из лидеров регионального рынка.

В пресс-службе группы «Синара» на запрос по электронной почте не ответили, а в приемной группы соединять с отделом отказались, пояснив, что это «не в духе корпоративной политики» и предложили ждать ответа, не уточнив как можно проверить, получили ли вообще в пресс-службе запрос.

Кстати, в 2013-м  власти Волгоградской области сообщили, что СТМ будет строить в регионе завод по производству подвижного состава легкорельсового транспорта – современных трамваев и вагонов метро.

Это обещание пока не реализовано.

 

Кому выгодно

Основные покупатели автобусов марки «Волгабас» это государственные и муниципальные предприятия, обеспечивающие общественные перевозки. В 2015 году «Волгабас», пусть и на правах младшего участника, вошел в «большую четверку» на российском рынке городских автобусов – в ней волжские производители соседствуют с ГАЗом, КАМАЗом и белорусским МАЗом. Доля волжан колеблется  в районе 15% рынка, потенциал которого, кстати, постоянно растет. Автобусный парк в России нуждается в модернизации и обновлении, государственные и муниципальные средства на его развитие продолжают выделяться, а «Волгабас» достаточно уверенно себя чувствует на госзакупках.  Так, в Санкт-Петербурге волжские производители и вовсе доминируют – они выиграли несколько конкурсов, совокупно поставив около 400 автобусов. Есть заметное продвижение и в других регионах. В Волгоградской области пиковым для «Волгабаса» стал 2015-й год, когда в рамках госпрограммы было поставлено более 70 единиц больших автобусов.

А вот закрепиться на московском рынке не удалось. Причина в скандальной истории 2013 года с судебными разбирательствами компании ООО «ВАП «Волжанин», которое  возглавлял Алексей Бакулин. Компания выиграла контракт на поставку автобусов для ООО «Газтехлизинг», однако сорвала сроки поставки, а потом отправила  «Газтехлизингу» меньше транспорта, чем полагалось по условиям сделки. Предприятие, к тому времени переименованное в ООО «ВП Волжанин — Конструкционные системы», получило у «Газтехлизинга» еще и заем на 100 млн рублей, но деньги не вернуло.  Это закончилось банкротством, реестром кредиторов, более чем на 1,1 млрд рублей, которые так и не были выплачены.

Волжские автобусы застряли между долгами и коронавирусом
источник: официальный сайт VolgaBus

Сейчас «Волгабас» планируют в ближайшее время поучаствовать сразу в четырех крупных тендерных процедурах в разных регионах. У волжских производителей есть определенные преимущества – помимо вариативности производимых ими моделей и возможностей доработки под интересы заказчика, например, электронных табло, «Волгабас» также предоставляет свою технику в эксплуатационный тест-драйв, на что крайне неохотно идут конкуренты. По нашей информации, как минимум в двух случаях «Волгабас» уже можно считать фаворитом будущих тендеров, особенно, если к процессу подключится «Синара».

“Синергетический эффект” вполне возможен, считает Алексей Матюхов.

В сегменте рынка среди ключевых заказчиков фигурируют в первую очередь государственные и муниципальные транспортные предприятия, при сотрудничестве с которыми крайне важен как административный ресурс, так и отлаженная техника работы с крупными тендерами, а у «Синары» с этим порядок. Говорить о серьезной конкуренции мощностей «Волгабас» и группы «ГАЗ» пока преждевременно. Однако, с учетом административного ресурса бенефициаров «Синары», значительных потенциальных объемов госзакупок, возможности привлечения капитала, в том числе в целях расширения научно-производственной базы, в перспективе мы можем увидеть на рынке серьезного игрока. Необходимо понимать, что для долгосрочного устойчивого развития в рамках российской действительности потребуется большая локализация производства, что также достижимо, например, при создании совместных предприятий с иностранными поставщиками «Волгабас» на территории России.

Если «Синара» получает в свое распоряжение технические компетенции и производственные мощности, синергетический эффект может дать «Волгобасу» значительный импульс.

Даже в условиях внешнеэкономической нестабильности и кризиса в экономике в целом, госсектор остается одним из наиболее платежеспособных. С учетом того, что предприятие является значимым для города не только как налогоплательщик, но и как показатель эффективности взаимодействия бизнеса и власти – с точки зрения национальных и международных инвесторов – региональные власти вряд ли будут заинтересованы в дефолте предприятия. Данные факторы необходимо учитывать на фоне неоднозначного информационного фона вокруг арбитражных споров предприятий «Волгабас». Группа компаний позиционирует себя как инновационное производственное предприятие, активно участвуя в том числе в национальных проектах. На фоне бурного роста неизбежно возникают спорные ситуации в отношениях с контрагентами, однобокое освящение которые в СМИ также может иметь определенное влияние на перспективы сделки – таким образом в расчет необходимо брать не только финансово-экономические показатели, юридические факторы, но и позиционирование предприятий и их проектов, а значит и  восприятие целевой аудиторией, инвесторами и госсегментом.

По мнению Дмитрия Баранова, интерес к «Волгабасу» может быть продиктован стремлением «Синары» разнообразить свою продуктовую линейку.

Учитывая, что «Синара» уже является одним из ведущих игроков на рынке транспортного машиностроения, с приобретением такого актива она может усилить свои позиции как на внутреннем рынке, так и на рынках других стран. Возможно, что продукция одного направления может помочь в продвижении других позиций линейки. Кроме того, компания может сократить расходы за счет большого объема закупок. И, конечно, за счет формирования более широкого и комплексного предложения в результате приобретения данного актива «Синара» может усилить свои позиции в конкурентной борьбе с другими производителями.

Но было бы неверно смешивать два понятия: «сейчас» и «перспективы». Если стратегия компании предусматривает усиление ее позиций на данном рынке, в том числе и за счет выхода в новые сегменты, то значит, она будет приобретать интересующие активы, при условии, что ее устраивают условия сделки.

Член волгоградского штаба ОНФ Эдгар Петросян ранее критиковал «Волгабас», отмечая «странности в ценообразовании».

Было замечено, что в Китае автобусы со схожими характеристиками и с теми же ровно двигателями можно купить в 4-5 раз дешевле. Всей подноготной я не знаю, но вряд ли система кондиционирования и отопление дают такую колоссальную разницу.

Сейчас, по отзывам потребителей, «Волгабас» заметно прибавил в качестве, например, поправили ситуацию с антикороззийной стойкостью. Вообще я предприятие поддерживаю, потому что они все равно молодцы в том плане, что работают у нас и платят налоги в Волгоградской области.

Дмитрий Баранов напоминает, что предприятие приобретает часть необходимых товаров и услуг у компаний региона, то есть его вклад в экономику Волгоградской области очевиден

Интерес города и области состоит в том, чтобы актив продолжил свою работу, вне зависимости от того, кто будет его владельцем. Предприятие является крупным налогоплательщиком, дает рабочие места. Соответственно, власти могут быть заинтересованы только в его успешной деятельности, им имеет смысл продолжить его поддержку различными способами, даже если владелец актива сменится.

Читать volgasib.ru в