Вице-премьер Виктория Абрамченко, выступая с докладом о ходе выполнения нацпроекта «Экология» на заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам, предложила ограничить или запретить цветной пластик, одноразовую пластиковую посуду и всё пластиковое, что трудно извлекается из массы отходов и непригодно для переработки.
«Ежегодно мы накапливаем около 60 миллионов тонн коммунальных отходов и около восьми миллиардов тонн промышленных отходов. Наша задача ‒ создать систему, при которой полезная их часть будет возвращена в оборот. Именно поэтому в рамках Стратегии социально-экономического развития до 2030 года нами была предложена инициатива «Экономика замкнутого цикла». В частности, мы предлагаем: первое ‒ обеспечить регулирование использования вторичных ресурсов и сырья из отходов в отдельных отраслях экономики; второе ‒ ограничить или запретить то, что не подлежит переработке либо трудно извлекается. Например, цветной пластик или одноразовую пластиковую посуду; третье ‒ ввести экономические стимулы, направленные на сокращение продукции с наименьшим коэффициентом переработки; четвёртое ‒ создать полноценную систему прослеживаемости», – заявила в ходе доклада Виктория Абрамченко.
К слову, позиция Абрамченко в вопросах запуска эффективной модели переработки отходов принципиальна, ранее Вице-премьер неоднократно говорила о введении запрета на пластиковые трубочки и ушные палочки, которые практически невозможно извлечь из отходов. Российский экологический оператор (РЭО) подготовил список из 28 товаров, которые необходимо запретить.
Уже после совещания с президентом Абрамченко ответил Минпромторг, который попросил обойтись без запретов, поскольку это приведёт к трагичным последствиям для производителей подобной группы товаров. Вместо этого в Минпромторге предлагают сделать акцент на углубление переработки.
«Приоритетными с социальной и экономической точки зрения” ведомство назвало задачи по внедрению раздельного сбора отходов, глубокой сортировки и их переработки с целью вовлечения в оборот в качестве вторичных ресурсов (в том числе энергетических) и вторичного сырья», – цитирует ведомство Интерфакс.
Ко всему прочему, в Минпромторге пригрозили, что введение прямых запретов на оборот товаров придется обосновывать с точки зрения обязательств России перед Всемирной торговой организацией (ВТО).
К слову, обязательства перед ВТО не стали препятствием для Европейского союза. 3 июля Евросоюз запретил продажу целых групп одноразовых пластиковых изделий, об этом сообщил еврокомиссар по окружающей среде Виргиниюс Синкявичюс.
«Европа прощается с одноразовыми пластиковыми тарелками, столовыми приборами, соломинками, палочками для воздушных шаров и ватными палочками, контейнерами для еды и напитков из пенополистирола и всеми товарами из оксоразлагаемого пластика!» — сообщил Синкявичюс в своем аккаунте в Твиттер.
Закопать и забыть?
С 1 января 2019 года Российская Федерация, в рамках так называемой «Мусорной реформы», перешла на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). В регионах России появились единые операторы, задача которых взять на себя все этапы работы с отходами – начиная со сбора мусора, заканчивая устранением нелегальных свалок. Цель мусорной реформы была и остается – сокращение захораниваемых отходов.
Государство для реализации данной цели существенно поддержало мусорных операторов, в частности, компания, наделенная статусом регионального оператора по обращению с отходами, освобождалась от уплаты НДС. Тарифы в большинстве регионов были пересмотрены. И пересмотрены не в пользу жителей. Однако «воз и ныне там». За 2,5 года регоператоры так и не смогли приблизиться к какой-нибудь вменяемой цифре по переработке. В частности, в Волгограде неоднократно фиксировались факты формального подхода при осуществлении раздельного сбора мусора, когда разделенные фракции сваливались в один мусоровоз и отвозились на полигон.
Иными словами, «комплексное наведение порядка» никак не приблизило страну к реализации сверхважной задачи – сокращение мусорных отходов. По мнению руководителя завода по переработке пластика “ДубльПэт”, автора проекта «ZeroWaste 34» Оксаны Бабижаевой, проблема переработки не решится, пока регоператоры будут работать исключительно на объем вывезенного мусора.
– Сейчас система расчётов выстроена таким образом, что регоператору невыгодно привозить меньшее количество мусора на полигоны. То есть чем больше мусора он отгрузит, тем больше заработает. Добавьте ещё субсидирование отрасли за счёт уменьшенной налоговой ставки и регулярные оплаты услуг от населения и коммерческих организаций. А сама идея РСО (раздельный сбор отходов – прим.ред.) снижает объём общего мусора, поэтому никто не торопится его внедрять. Даже если вы, житель многоквартирного дома, уменьшите объём смешанного мусора за счёт выборки полезных фракций и передачи их напрямую переработчикам, вам никто не снизит ставку на тариф по вывозу мусора. Поэтому РСО до сих пор остаётся исключительно волонтерской системой», — считает Бабижаева.
С ней согласна заместитель председателя Комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам “Деловой России” Наталья Беляева. По её словам, поддержки региональным операторам было оказано предостаточно, но это не способствует решению задачи.
“Да, мешает этому одна единственная вещь – тариф в настоящее время не предусматривает РСО, а это контейнеры, машины для перевозки раздельно накопленного, досортировка. При этом выход есть, и это в том числе понимают и в Правительстве России –сектор РСО должен финансироваться механизмом РОП – расширенной ответственности производителя, за который платят компании производители товаров в упаковке. Но пока есть другая проблема – нанятые ими переработчики не могут получить доступа к отходам на контейнерной площадке из-за отсутствия согласия на это регоператоров. Коммуникация между регоператорами и переработчиками пока не сложилась, в том числе и потому, что контракты регоператоров привязаны к объему, уменьшение которого за счет разделения отходов на ОИТ (отходы от использования товаров: стекло, пластик, металл, бумага) и ТКО (все отходы подряд в смеси) напрямую изменит сумму их контракта в меньшую сторону. Хотя это уменьшение можно декомпенсировать за счет получения средств расширенной ответственности”, – считает Беляева.
При этом эксперты соглашаются, что это «долгая игра», которая требует взвешенных и адекватных решений. Необходимо создавать условия работы, которые были бы выгодны бизнесу и речь здесь должна идти не об освобождении от налогов или росте тарифов. Вводя запрет на использование конкретных видов пластика, государство тем самым создает условия для перехода к более экологичному потреблению.
– Пластик пластику – рознь. Есть пластиковая бутылка, которую я у себя на заводе успешно перерабатываю, причем я перерабатываю не только чистый пластик, собранный раздельно, но и бутылку, отобранную на полигоне. Но среди пластиковых бутылок есть, например, бутылки кислотных цветов – тот же Mountain Dew или серебристые бутылки Pepsi. Их нельзя повторно утилизировать, поскольку бутылка в своем составе содержит примеси и красители, которые при термической обработке просто разъедает пластиковый материал. Эти бутылки нельзя никак использовать в продуктах вторичной переработки. Просто невозможно, — считает Бабижаева.
По словам предпринимательницы, подобного вида продукция уже давно запрещена в ряде стран, только Россия, по неизвестной причине, продолжает допускать использование подобных товаров. При этом, по словам эксперта, ни производители продукции, ни потребители ничего не потеряют от запрета на конкретные виды пластика. На первом этапе это безусловно приведет к производственным затратам. И здесь Правительство должно будет обеспечить мягкий переход. То, что пластиковая продукция сейчас стоит копейки, обусловлено в первую очередь объемом выпускаемых изделий. В случае наращивания, пускай принудительно, объемов выпуска, к примеру, биоразлагаемой посуды на начальном этапе будет высокий процент себестоимости, но впоследствии цена снизится.
В данной связи Наталья Беляева отмечает, что у Правительства уже имеется мягкий вариант перехода.
– Что касается запретов на неперерабатываемые виды пластика, к которым относится загрязненный вспененный полистирол, или, скажем, трудноизвлекаемые, такие как ватные палочки, трубочки, шарики, одноразовая посуда, – тут есть предложенный мягкий сценарий развития событий через воздействие на производителя посредствам повышающих коэффициентов экологического сбора, уплачиваемого на такие фракции, потому что найти переработчика, с которым можно было подписать договор на утилизацию, ему вряд ли удастся. При таком сценарии любое предприятие сможет выстроить план по переходу на иные виды используемого пластика, постепенно заменив “плохие” пластики на более дружелюбные к переработке, – прокомментировала Беляева.