На протяжении многих лет не утихают споры вокруг стремительной застройки жилой и коммерческой недвижимостью территории, прилегающей к Мамаеву кургану. Дилерские автоцентры, заправки, жилые многоэтажки – всё это на протяжении десятка лет вплотную подбирается к главной высоте России и остановить этот процесс, кажется, не в силах никто. Даже решения судов о признании выданных разрешений на строительство не являются препятствием для продолжения работы и, как следствие, извлечению прибыли.
К одному из первых построенных объектов, вызывающим протест у местных жителей, можно по праву отнести дилерский центр «Мазда», расположенный у подножия Мамаева кургана, на площади перед Дворцом спорта профсоюзов. Ларёк по продаже дорогостоящих автомобилей заменил собой фонтан, украшающий собой спортивную арену.
История с возведением автосалона началась еще в 2007 году, когда известные в регионе предприниматели Виктор Азаров и Владлен Колесников (сейчас занимает пост спикера городской Думы Волгограда) зарегистрировали на фирму ООО «Интеркрайт» право собственности на бассейн (именно так фонтан у Дворца спорта называется по документам) площадью почти в 2 тысячи квадратных метров, а также мощение вокруг него, установленное на территории площадью 18 тысяч квадратных метров.
Казалось бы, зачем выкупать у муниципалитета неработающий фонтан и асфальт, уложенный вокруг него? Ответ на этот вопрос появляется через 2 года, когда после оформления аренды земельного участка, на котором находятся асфальт и фонтан, и утверждения проекта планировки, которые, к слову, в нарушении действующего законодательства, не согласовывались с Росохранкультурой, Администрация Волгограда издает постановление №2402. Документ предусматривает изменение вида разрешенного использования земельного участка с эксплуатации сооружений бассейна на строительство и эксплуатацию дилерских центров по продаже и обслуживанию автомобилей.
В 2012 году Росохранкультуре через суд удалось отменить это постановление, а также сам проект планировки, признав документы незаконными. Параллельно с этим, также через суд, удалось признать недействительным разрешение на строительство. Но маховик бизнеса было не остановить.
С 2011 года ООО «АЦ Русь-Авто» – юрлицо, на которое Азаров и Колесников переоформили право аренды земельного участка и расположенные на нем бассейн и дорожное мощение, начинает возводить на этом месте салон по продаже элитных автомобилей. Несмотря на последующие судебные разбирательства, которые прошли не в пользу бизнесменов, объект был введен в эксплуатацию и успешно работает до сих пор, правда, периодически меняя вывески. В настоящий момент автосалоном «Мазда» владеет ООО «Группа компаний Мега-Авто» из Санкт-Петербурга. Учредителем фирмы выступает офшорное «Харикейн Рок Лимитед», зарегистрированное на Кипре.

По словам градозащитника, председателя совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в Волгоградской области Валерия Котельникова, то, что происходит сейчас с охранными зонами главного памятника региона – не укладывается в голове.
– Мало того, что на существующие нормативно-правовые акты откровенно плюют, так еще и постоянно вводят новые требования, которые играют на руку только коммерсантам, но никак не жителям и гостям региона, – возмущается Котельников. – Сами посудите, сколько будет стоить один и тот же объект недвижимости, скажем в Родниковой Долине, в Бекетовке, на Спартановке. А какова его цена будет у подножия Мамаева кургана?
Градозащитник считает, что охрана объектов культурного-наследия давно не волнует региональных чиновников. На первом месте стоит личная выгода.
– Проблему застройки территорий, прилегающих к Мамаеву кургану, имеющих статус охранных зон, необходимо рассматривать в комплексе и проблему эту нужно решать было еще 10 лет назад. Но вместо этого у нас пачками выдаются все новые и новые разрешения на строительства. К чему это ведет? Это приводит к тому, что весь тот архитектурный облик, который задумывался и Вучетичем, и архитекторами Сталинграда-Волгограда банально уничтожается. Сейчас там же строятся новые автосалоны, Облэлектро строит какой-то антикризисный центр. Застраивается территория Метизного завода, – добавляет Валерий Владимирович.
На вопрос, почему салоны и магазины продолжают на протяжении нескольких лет работать, несмотря на решения судов, подтвердивших их фактическую незаконность, градозащитник лишь разводит руками.
– Это уже не ко мне вопрос. Поинтересуйтесь этим в мэрии или в Прокуратуре города, – заявил Котельников.