ЖБИ готовят железобетонное банкротство

ЖБИ готовят железобетонное банкротство

Фото:

Руководство компании заявляет, что ее можно спасти

В Волгоградской области сразу несколько организаций инициируют процесс банкротства одного из крупнейших игроков регионального стройрынка — ОАО «Волгоградский завод ЖБИ-1». На введении банкротства в стадии наблюдения настаивает и руководство предприятия, поменявшее менеджмент и заявляющее о намерении сохранить компанию. Наблюдатели полагают, что за разными сценариями банкротства кроется борьба за контроль над предприятием со стороны разных игроков стройрынка. Эксперты не исключают, что в получении активов ЖБИ-1 заинтересована «федеральная строительная компания», имя которой официально не названо.

В арбитражном суде Волгоградской области находится несколько заявлений с просьбой о признании несостоятельным (банкротом) ОАО «Волгоградский завод железобетонных изделий № 1» (ЖБИ-1). В частности, в суд обратилось ОАО «Коммунальные технологии Волгограда», ООО «Стройдизайн», ООО ЧОП «Центуриан-2», а также само ОАО ЖБИ-1. Свои претензии на погашение долгов по кредиту предъявило и волгоградское отделение №8621 ОАО «Сбербанк России».

Наблюдатели и участники процесса полагают, что за разными сценариями банкротства кроется борьба за предприятие со стороны разных игроков стройрынка. Руководство предприятия в ноябре поменяло менеджмент (бывшего гендиректора Олега Черкесова заменил Константин Емельянов. — „Ъ”) и пытается санировать компанию с помощью «мягкого сценария» — введения процедуры банкротства в стадии наблюдения.

Как пояснил вчера „Ъ” заместитель гендиректора ОАО «Волгоградский завод ЖБИ-1» Геннадий Мурылев (прежде являлся председателем совета директоров. — „Ъ”), действующий, по его словам, в интересах акционеров с контрольным пакетом «мягкий сценарий» банкротства позволяет провести санацию с помощью введения временного моратория на ряд платежей, объявления налоговых каникул. «Это позволит начать погашать долги, попытаться найти консенсус с кредиторами, в том числе со «Сбербанком», — пояснил господин Мурылев. Залогом реализации такого сценария, уточнили на предприятии, является, в частности, гарантия получения долга от Минобороны РФ за строительство жилья для военнослужащих (около 1 млрд руб. — „Ъ”), а также незакрытая кредитная линия одного из банков в сумме около 700 млн руб.

Но ряд компаний настаивает на признании ЖБИ-1 несостоятельным (банкротом) и введении процедуры конкурсного управления. «Жесткий сценарий» банкротства стимулируется и предъявлением долговых требований от одного из основных кредиторов — Сбербанка, задолженность перед которым у предприятия в 2,2 млрд руб. Региональное отделение Сбербанка уже обратилось в ГУ МВД РФ по Волгоградской области с просьбой провести проверку «на предмет возможного наличия признаков состава преступления в действиях руководства ОАО».

По мнению участника процесса, отказавшегося от авторизации, радикальный сценарий могут лоббировать те, кто заинтересован в «сбросе» долгов. Как заявляет источник в одной из строительных компаний, лоббистами этого сценария уже сейчас готовятся требования к Минфину со стороны кредиторов о погашении долгов (2 млрд руб. заема давались под гарантии правительства; 200 млн руб. — под гарантии облбюджета. — „Ъ”). «Этот сценарий приведет к погашению долгов за счет бюджетов и передаче «чистеньких» активов ЖБИ-1 в руки известной федеральной строительной компании», — пояснил собеседник. Стоит отметить, что менеджменту предприятия пока не удается пролоббировать «мягкое» оздоровление ЖБИ № 1 — арбитражный суд уже около двух месяцев не приступает к процессу по заявлению самого предприятия.

ЖБИ-1 — одно из самых крупных предприятий строительной отрасли региона. За последние 10 лет завод сдал почти шесть десятков жилых домов, ежегодно строит 60-70 тыс. кв. метров жилья. В последние полгода предприятие было парализовано долгами, общий объем которых более 3 млрд руб. Ситуация была осложнена и задолженностью около 1 млрд руб. со стороны Минобороны РФ.

Сам же господин Мурылев считает, что отчасти ситуация осложнялась искусственно прежним менеджментом. «Почему-то бывшее руководство делало крупные авансовые платежи строителями и не производило тех действий — скажем, по производству стройматериалов, — которые могли бы принести реальную прибыль», — пояснил он. Поэтому акционеры, сообщил господин Мурылев, в ноябре поменяли прежнего гендиректора Олега Черкесова на Константина Емельянова.

«В том, что предприятие оказалось в таком тяжелом положении, есть объективные и субъективные причины, — считает бывший мэр Волгограда Роман Гребенников. — Среди объективных — кризис строительного рынка 2009-2010 годов, отсутствие поддержки со стороны власти. Среди субъективных — странные ошибки и просчеты со стороны бывшего менеджмента ЖБИ-1».

Елена Завьялова, “Коммерсантъ”.

Читать volgasib.ru в