«Кропотливо собирали с утра до ночи»: на руинах «СуперМАНа» открылось уникальное мозаичное панно Михаила Пышты

«Кропотливо собирали с утра до ночи»: на руинах «СуперМАНа» открылось уникальное мозаичное панно Михаила Пышты

«Кропотливо собирали с утра до ночи»:  на руинах «СуперМАНа» открылось уникальное мозаичное панно Михаила Пышты
Фото:
коллаж: “СоцИнформБюро”

В центре Волгограда на месте некогда знаменитого магазина «СуперМАН» во время его сноса стало видно мозаичное панно 1973 года «Приглашение гостей» и «Труженики поймы». Историю его создания в эксклюзивном интервью «СоцИнформБюро» рассказал сын автора Тарас Пышта.

Мозаичные панно стали одной из отличительных черт советского времени. В основном, они были посвящены людям труда: комбайнерам, водителям, врачам, педагогам — профессиям, которые в те года считались непростыми и почетными. Многие изображения рассказывают о подвиге советских солдат и о мирной жизни. Сейчас важность данным тем и профессий меньше не стала, а вот с мозаиками у современных чиновников «разговор короткий».

Таких печальных примеров немало. Так, в мае 2020 года в центре Волгограда творчество знаменитого архитектора и художника Петра Чаплыгина погребли под слоем серой краски. Панно «Голубь мира» сначала стало жертвой вандалов, которые активно оставляли на нем свои надписи, а затем коммунальщиков.

«Кропотливо собирали с утра до ночи»:  на руинах «СуперМАНа» открылось уникальное мозаичное панно Михаила Пышты
Александр Баранов на фоне легендарного панно “Люди в белых халатах”

Печальная судьба постигла и мозаичное панно «Люди в белых халатах» площадью 100,2 кв.м., которое свыше 40 лет украшало вестибюль городской больницы имени Фишера в Волжском. Ее автор — известный волжский художник, ныне покойный Геннадий Черноскутов. Панно было демонтировано и расфасовано по мешкам, судьба его до сих пор неизвестна.

В администрации города защитникам объекта культуры ранее сообщали:  акты приема-передачи «Людей в белых халатах» в структурные подразделения администрации городского округа — город Волжский Волгоградской области не поступали.

«Кропотливо собирали с утра до ночи»:  на руинах «СуперМАНа» открылось уникальное мозаичное панно Михаила Пышты
Руины магазина открыли настоящее произведение искусства/СоцИнформБюро

И вот теперь при демонтаже закрывшегося магазина «СуперМАН» на территории Центрального рынка в центре Волгограда взору открылись еще два произведения, созданные художником Михаилом Пыштой в 1973 году – «Приглашение гостей» и «Труженики поймы».
Размер мозаик впечатляет и сегодня: каждая занимает 95 метров. При этом выполнены они из крошечных кусочков. В работе художник использовал 46 подобранных индивидуально оттенков. Для этого на волгоградских предприятиях сформировали отдельные заказы. На всю работу у Пышты ушло два года.

 

«Кропотливо собирали с утра до ночи»:  на руинах «СуперМАНа» открылось уникальное мозаичное панно Михаила Пышты
Михаил Пышта с семьей/фото из архива родных

После того, как часть здания Центрального рынка перешла в частную собственность, панно оказалось под угрозой уничтожения и тогда за сохранность мозаики выступила обладминистрация. Сейчас оно по-прежнему украшает стены магазина, однако так как «СуперМАН» ликвидируют, судьба произведения искусства будут под вопросом.

А тем временем, Михаил Пышта, который родился в освобожденном ныне во время спецоперации российской армией Мариуполе — знаковый для Волгограда художник-монументалист. Он стал соавтором монументально-декоративной композиции на здании Волжской ГЭС им. XXII съезда КПСС «Энергия мира — труду и прогрессу», создателем мозаичного панно «Волгоград — город-герой» у здания туристического вокзала, мемориала «Героям Сталинграда — кавалерам трех орденов Славы» на аллее Героев, художественной росписи в ДК Профсоюзов, росписи в здании учебного офтальмологического центра при Областной клинической больнице Волгограда. Известно, что Михаил Пышта работал также в городском отделе архитектуры.

«Кропотливо собирали с утра до ночи»:  на руинах «СуперМАНа» открылось уникальное мозаичное панно Михаила Пышты
Михаил Яковлевич/фото: Тарас Пышта

Сын Михаила Яковлевича, Тарас Пышта, который пошел по стопам отца, сейчас вместе с супругой занимается в Санкт-Петербурге керамикой, стеклом, витражами, росписью стен и живописью, помнит, как создавалось панно на Центральном рынке Волгограда. Примечательно, что оба ребенка Михаила Пышты стали творческими людьми: его дочь Екатерина преподает в вузе на кафедре «Монументально-декоративное искусство» , основанной еще самим художником-монументалистом в институте архитектуры и строительства.

«Кропотливо собирали с утра до ночи»:  на руинах «СуперМАНа» открылось уникальное мозаичное панно Михаила Пышты
Работа Тараса Пышты и супруги

Дети вспоминают отца как веселого, жизнерадостного, полностью увлеченного своей работой человека. По словам Тараса Пышты, отец также был отличным педагогом — он преподавал студентам архитектурного вуза, но это не мешало Михаилу Яковлевичу также много времени посвящать любимой семье и регулярно брать сына и дочь на рыбалку. Еще одной страстью Пышты была работа.

«Кропотливо собирали с утра до ночи»:  на руинах «СуперМАНа» открылось уникальное мозаичное панно Михаила Пышты
Дети запомнили отца как веселого и жизнерадостного человека/фото из семейного архива

– Он днем и ночью практически сидел в мастерской, писал, последние годы просто не отрываясь. У него мастерская была на углу Аллеи героев и проспекта Ленина, там еще осталась часть его работ. Также отец был заядлый грибник, ходил на «тихую охоту» и в Петербурге. Он отличал грибы так: садился возле ведра с сырыми грибами и кусал. Если горчат, выкидывал, хорошие на вкус клал в корзинку. Также он отлично знал нашу пойму, там же нет указателей, ничего, он ездил почти с закрытыми глазами по ней, знал там каждый кустик. Пел очень хорошо, на 50-летний юбилей в Доме архитектора они с мамой закатили такой концерт, дачу очень любил, мы до последнего ездили к нему за город. Он был такой сильный, крепкий, кряжистый. Он же родился в Мариуполе, и видно южная закваска дала хороший нордический характер. Такой большой дуб, на который всегда можно опереться, – поделился бесценными воспоминаниями об отце Тарас Пышта.

«Кропотливо собирали с утра до ночи»:  на руинах «СуперМАНа» открылось уникальное мозаичное панно Михаила Пышты
Михаил Пышта в молодости/фото ихз семейного архива

Но вернемся к мозаике на территории «СуперМАНа». Известно, что изображения собирали в момент строительства рынка. На втором этаже стояла лестница и находилось пространство, на котором художники разложили картон.

– На картоне и набиралась мозаика. Там она резалась, пилилась. Все это происходило сутками — с раннего утра до позднего вечера. Мы тоже приходили, помогали. Я помню большие картонки раскладывались, кусками набирали, потом это все монтировалось, приклеивалось. Когда уже выложена на картоне мозаика, ее наклеивают на марлю на специальный клей декстрин, и потом наносится раствор на стенку, когда уже куски пронумерованы, и там все это монтируется, чтобы мозаика закрепилась. Потом марлю снимают, и получается, мозаика лицевым слоем смотрит на нас. Она набирается строчками, потом заполняется, а потом промежутки заполняют в своеобразном порядке. Строчка еще должна подчеркивать контур, поэтому вот такая специфическая мозаичная технология, – поделился кропотливым процессом создания произведения Тарас Михайлович.

«Кропотливо собирали с утра до ночи»:  на руинах «СуперМАНа» открылось уникальное мозаичное панно Михаила Пышты
Мозаика на Центральном рынке стала монументальной работой/СоцИнформБюро

По словам сына прославленного художника, пока о судьбе мозаичного панно на Центральном рынке ничего конкретного не сообщалось. Тем не менее, повторить что-то подобное почти невозможно — сначала производится эскиз, раньше такая работа оплачивалась из художественного фонда, на его же средства закупались необходимые материалы, сейчас художники вынуждены делать это сами. Все работы принимала и утверждала специальная комиссия, и только после этого можно было приступать к монтажу.

Не исключено, что уникальное произведение на Центральном рынке Волгограда может постичь та же печальная судьба, что и ряд других панно в городе, ведь зачастую жажда наживы и целеустремленное желание «выслужиться» перед руководством и во что бы то ни стало выполнить даже самые неоправданные распоряжения оказываются куда сильнее любви к искусству.

К слову, 27 декабря исполнится ровно сто лет со дня рождения Михаила Пышты, и сохранение его творчества стало бы лучшим подарком для семьи мастера.

Читать volgasib.ru в