«Музыка остается, но картинка меняется…» – Дирижер «Царицынской оперы» про эксперименты в классическом искусстве

«Музыка остается, но картинка меняется…» – Дирижер «Царицынской оперы» про эксперименты в классическом искусстве

«Музыка остается, но картинка меняется…» – Дирижер «Царицынской оперы» про эксперименты в классическом искусстве
Фото:
Арсен Туаев, дирижер “Царицынской оперы” \ СоцИнформБюро, Анатолий Панчишкин

12 апреля прошла торжественная церемония открытия обновленного камерного зала Царицынской оперы. Ранее этот зал использовался для репетиций и небольших концертов и после реконструкции обрел статус новой сценической площадки – здесь увеличилась сцена и появились новые возможности для художественного и светового оформления. В ходе реконструкции обновили паркет, выровняли стены – изменения претерпел весь зал. Это знаменательное событие для театра – по словам директора «Царицынской оперы» Леонида Пикмана, реконструкция зала была мечтой, реализация которой занимала многих, но о том, как ее воплотить в жизнь – не представлял никто. Теперь же это площадка, на которой можно ставить моноспектакли, мини-спектакли, камерные оперы, приглашать сюда коллег театралов. Но главное не то, что нашлись средства на реализацию такого проекта, а то, что у персонала оперы есть огромное желание реализовать эти идеи, развиваться и двигаться дальше.

И, говоря о развитии, как не упомянуть тех людей, которые сегодня задают ему направление – людей, непосредственно отвечающих за музыкальное сопровождение, за дух оперы, который долгие годы сводит с ума любителей театра. Редакция «Социнформбюро» встретилась с дирижером «Царицынской оперы» Арсеном Туаевым, и попросила его рассказать о специфике работы в этой кажущейся простой профессии, а также о том, в каком направлении развивается современное театральное искусство.

Молодой дирижер театра Арсен Туаев, как оказалось, работает в опере всего год, но за это время успел проникнуться духом волгоградской сцены. Сравнивая уровень «Царицынской оперы» и Ростовского музыкального театра, в котором он начал творческий путь еще в момент обучения в Ростовской консерватории им. С.В. Рахманинова, он уверенно заявляет – в Волгограде ничуть не хуже.

Ростовский театр богаче на репертуар – в нем и балет, и мюзиклы, оперетты, но это только потому, что он существует гораздо дольше, чем «Царицынская опера». Так что мы их еще догоним и перегоним, – заявляет Туаев, – сейчас открытие камерного зала позволит разгрузить большую сцену и выпускать спектакли параллельно на двух сценах, пополнить репертуар монооперами и детскими спектаклями. Репертуар благодаря появлению новой сцены станет более обширным и гибким.

По словам самого дирижера, в процессе работы приходится обращаться к самым разным жанрам и формам, однако в каждом из них есть своя изюминка:

С каждым спектаклем, будь то опера или балет, с которым ты работаешь и выпускаешь на сцену, складываются особые отношения, поэтому выделить какие-то особенные для меня – сложно. Но больше предпочитаю русскую музыку, например, Чайковского – «Евгений Онегин», «Спящая красавица», «Щелкунчик», – отметил собеседник информационного агентства.

Подробно рассказал Арсен Туаев и о новых тенденциях в работе, а именно – практике «Больших гастролей», призванных сформировать единое культурное пространство страны через путешествия театральных трупп в другие регионы и города, а также гостевых визитов артистов именитых театров:

— Это очень полезный для всех нас опыт – такие гастроли дарят хороший стимул и практику всем участвующим в этом обмене. Например, когда приезжает почетный гость с заслуженного театра, это очень престижно, поднимает рейтинг культурного учреждения, помогает привлечь на постановку больше людей, и, возможно, увлечь их театральной жизнью. Глядя на пример именитого артиста, и наши исполнители могут для себя что-то почерпнуть. Опять же, когда коллектив выезжает на гастроли, его душа расцветает! Поэтому я надеюсь, что и наша труппа будет активно гастролировать и по стране, и за ее пределами, и таких поездок стало больше – в красивые, интересные места, туда, где публика хорошо принимает. – заявил Туаев и добавил, что в мае часть коллектива отправится в Краснодар с оперой Пуччини «Тоска».

В разговоре о современном искусстве дирижер заметил, что в последнее время «Царицынская опера» активно экспериментирует и переосмысливает имеющийся материал. Работая с классикой, артисты стараются придать классике новый взгляд, не забывая о четком прочтении авторского текста и музыкальной партитуры, пробуют представить новое видение, новый визуальный перформанс, который будет интересен современному зрителю.

Нужно следовать авторскому прочтению – композитор написал ноты, и тут мы не имеем права что-то переделывать. А уже режиссер на сцене может оформить спектакль, как ему заблагорассудится, Музыка остается, но картинка меняется – и она в немалой мере определяет восприятие произведения, – добавил он, – Каждый дирижер в зависимости от состояния, настроения и происходящего на сцене, вносит свое в прочтение музыкального материала. Одинакового выхода на сцену не бывает никогда.

По словам самого представителя театральной труппы, труд дирижера обладает большим количеством нюансов, и кажущаяся простота его работы на публике– «Ну что он там делает, что-то палочкой машет» – не раскрывает объема его работы.

– Среди вещей, с которыми приходится работать и на которые важно обратить внимание – это прочтение самой музыки, ее согласование с происходящим на сцене, с возможностями артистов. Ведь у каждого из них свои возможности: вокальные, пластические, и выстроить взаимоотношения каждой части постановки – работа именно дирижера. Нам приходится подстраиваться под возможности каждого человека на сцене – солиста балета или же исполнителя арии. Понимаете, ход музыки, действия актеров – все это взаимосвязано. Даже физическая форма артистов – бывает, у балерины большой прыжок, но не хватает сцены – и тут приходится музыкально подстраиваться, обыгрывать каждое движение, каждое действие, что видит зритель.

 Как заметил Арсен Туаев, момент выступления – это самая легкая часть работы дирижера, а вот то, что остается за сценой – долгий и сложный процесс. Ведь на каждое произведение в репертуаре театра есть несколько составов актеров, и под каждый состав необходимо подстраиваться:

Во-первых, это нужно чтобы каждый мог подстраховать друг друга. Во-вторых, это объясняется разными возможностями артистов – кто-то любит внести чуть больше экспрессии, кто-то дольше протянуть ноту или, наоборот, быстро и на эмоциях все пропеть. К каждому нужно найти индивидуальный подход, найти те музыкальные краски, которые выгодно подчеркнут талант артиста. И работа дирижера – не только момент выступления, но долгий труд вне сцены, на репетициях и после них. Настоящая работа ведется именно за кулисами, – приоткрывает завесу тайны артист «Царицынской оперы».

 

Читать volgasib.ru в