Фотограф из Волжского Волгоградской области Александр Баранов случайно заметил в трейлере нового сериала о первой крупной вспышке ВИЧ в СССР «Нулевой пациент» мозаику, поразительно схожую с уничтоженным произведением “Люди в белых халатах” Геннадия Черноскутова, которое несколько десятилетий украшало вестибюль больницы имени Фишера. В эксклюзивном интервью «СоцИнформБюро» сын автора Олег Черноскутов рассказал, что их семья рассчитывает хотя бы на сохранение памяти знаменитого художника.
Судьбу панно, демонтированного со стен медицинский учреждения, обсуждают уже третий год. Больше 40 лет вестибюль городской больницы имени Фишера украшало мозаичное панно «Люди в белых халатах» площадью 100,2 кв.м. Ее автор — известный волжский художник, ныне покойный Геннадий Черноскутов.
Еще в мае 2019 года волжские общественники забили тревогу и начали обращаться во всевозможные инстанции. Тогда появилась информация, что в связи с масштабным ремонтом больницы легендарная мозаика может быть уничтожена. Так и получилось. Зампредседателя комитета здравоохранения Волгоградской области Наталья Чепурина тогда заявила, что «мозаичное панно в холле не соответствует требованиям санитарных норм (поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами», а больнице имени Фишера требуется расширение.
Мозаику сняли, а в городской прокуратуре была дана информация о том, что ее перенесут в другое место. А затем начались «очень странные дела» – в администрации города защитникам объекта культуры пояснили: акты приема-передачи мозаичного панно «Люди в белых халатах» в структурные подразделения администрации городского округа — город Волжский Волгоградской области не поступали. Судьба мозаики и ее местонахождение по сей день остаются неизвестными.
И вот спустя три года уже видоизмененная мозаика снова появилась — очень похожее на нее изображение промелькнуло в трейлере нового сериала про врачей .
– В результате пристального изучения я заметил, что есть некоторые элементы, которые имеют, на мой взгляд, абсолютную схожесть с произведением заслуженного художника России Геннадия Черноскутова. Так, например, доктор, который повёрнут к нам спиной. Мне кажется он очень напоминает фигуру из работы художника, только для киношного варианта он был отражён. То же самое, на мой взгляд, справедливо и для некоторых элементов орнамента. Хорошо угадываются плавные линии, замысловатые завитки. Для наглядности, создал картинку. В центре – вариант съёмочной группы, внизу элементы, которые взяты с фотографии панорамы мозаики “Люди в белых халатах” Геннадия Черноскутова, которая была создана в 1977 году специально для Городской клинической больницы № 1 им. С. З. Фишера г. Волжского, – рассказал увидевший казалось бы утраченную навсегда мозаику Александр Баранов.
Создатели нового сериала «Нулевой пациент» посвятили рассказу о мозаике целый блок. По их словам, они хотели показать характерные предметы времени. В 1970-х в советской архитектуре была популярна мозаика как элемент декора.
– Мне как-то на глаза попалось тематическое панно в одной из поликлиник Москвы, и я решил, что классно сделать мозаику в больнице, где происходит действие сериала. Так она была бы не просто холодным казенным пространством, этот декоративный элемент мог бы придать немножко тепла. Конечно, тема проекта не подразумевает чего-то веселого и светлого, он все-таки про несчастье людей, но все равно должна оставаться надежда. Ее и олицетворяет девушка, которую на мозаике окружают врачи, – рассказал журналистам художник-постановщик «Нулевого пациента» Александр Арефьев.
Всего разработка и создание панно заняли у съемочной группы где-то полтора месяца. Сначала долго выбирали эскиз. Чтобы погрузиться в эпоху, авторы смотрели материалы того времени, мозаичные оформления и не только.
Над мозаикой работал сам Арефьев и его ассистенты Никита Васильев, Антон Заец и Николай Христолюбов. Изготавливал ее художник Павел Копаев. Она сделана из фанеры – обычно мозаику делают из плитки, стекла, керамики или смальты. «Киношная» мозаика выполнена из 25 тысяч деревянных квадратиков разного размера. Павел Копаев их напилил, покрасил в нужные цвета, а потом по шаблону выложил в форму, закрыл швы и покрыл лаком. Мозаика состоит из двух частей, всего ее монтировало шесть человек.
К сожалению, автора из Волжского создатели не упоминают. Но сходство двух мозаик бросилось в глаза и сыну заслуженного художника Олегу Геннадьевичу — ему хорошо знаком уникальный почерк отца.
– Конечно, это не копия, и не повторение. Но то, что это сделано под впечатлением от мозаики «Люди в белых халатах», которая была в больнице Фишера, это безусловно. Приемы стиля взяты оттуда, скопированы даже отдельные фрагменты, – уточнил Олег Черноскутов, который является специалистом в сфере промышленного и графического дизайна.
Сын прославленного художника признался, что пока не уточнял правовые вопросы, связанные с частичным появлением работы отца в кино. Он предполагает, что должна быть проведена экспертиза, но даже если она и установит взаимосвязь двух мозаик, Олег Черноскутов уточняет — их семье не нужны деньги, а важно, чтобы не забывали имя отца.
– Нашей семье хотелось бы, чтобы в титрах или трейлере был упомянут первоисточник, что за основу их мозаики взято то монументальное произведение отца. Хотелось бы, чтобы какая-то информация об этом прошла, тем более на фоне того, что мозаику снесли, это уже несуществующее произведение. Нам не до финансовых претензий, – уточнил Олег Черноскутов.
Сын художника резко негативно оценил утрату произведения его отца. Он считает происходящее в том числе недоработкой руководства больницы и тех, кто занимался реконструкцией, так как, по его мнению, можно было найти оптимальные варианты для сохранения мозаики. Примером является торговый центр «Планеталето», где, несмотря на предложения о сносе, сохранили уникальную мозаику “История развития автотранспорта”, созданную Геннадием Черноскутовым в 1994 году.
– Я думаю, и здесь это было возможно сделать. В прошлом году я встречался с главврачом больницы Фишера, и, по его словам, они решили восстановить мозаику, но уже в экстерьере — на прилегающей территории. Они даже запросили примерную смету, но больше на связь не выходили. Но по факту мозаику уничтожили — ее демонтировали, собрали смальту в мешки и вывезли куда-то, сейчас не могут найти, – рассказал Олег Черноскутов о том, что стало с уникальным произведением его отца.
Будет ли восстановлено панно — огромный вопрос. Как рассказал Александр Баранов, после того, как мозаику разрушили в сентябре, фотографа пригласили выступить в Российской Академии Художеств на конференции, посвящённой проблемам монументально-декоративного искусства. В завершение Александр рассказал о трагедии, постигшей «Людей в белых халатах».
– После завершения речи в огромном зале повисла тишина, у людей был просто шок и оцепенение. Тишину нарушил молодой человек, активно занимающийся сохранением монументальных объектов в Москве. Быстро перемножив на калькуляторе площадь мозаики (100,2 кв.м) на стоимость реставрационных работ изрёк: – “Прошу, передайте руководству больницы, что она выбросила, как минимум 30 миллионов рублей”. Если говорить о том, что это авторская работа заслуженного художника, то её ценность не измеряется ни в каких деньгах – она бесценна. К сожалению, такова современная цена ошибки и невежества, – сокрушается волжанин.
В апреле 2019-го, когда возник вопрос о сохранении или демонтаже панно, Александру удалось сделать, возможно, главную панораму его жизни. Съёмка заняла около часа.
– Холл с мозаикой был весь заставлен огромными горшками с цветами. Пришлось очень постараться чтобы передвигать их из одной части в другую. Периодически пробегал персонал, подозрительно спрашивая, на каких основаниях ведётся съёмка? Кто-то удивлялся, зачем прилагать такие усилия для съёмки того, что больше не актуально? Но были и люди, которые подходили и понимающе говорили – мы против демонтажа, потому что понимаем, как это трудно сделать, понимаем, как это красиво. К сожалению, эта панорама – единственное, что осталось от мозаики “Люди в белых халатах”. Но по ней мы можем представить всю мощь и талант волжского художника Геннадия Черноскутова, – поделился Александр.
Напомним, С 1964 года художник жил и работал в Волжском. Здесь им созданы многочисленные произведения монументального искусства — фрески, росписи, витражи, мозаичные и рельефные панно — для Дворцов и учреждений культуры, библиотек, детских садов, больниц и поликлиник, учебных заведений, магазинов, вокзала и кинотеатров.