Счетная палата Российской Федерации признала Волгоградскую область, как территорию с наименее доступными услугами культуры для населения. К такому выводу пришли аудиторы СП в ходе масштабного исследования «Оценка доступности услуг культуры для населения», которое коснулось каждого субъекта Федерации.
В целом по России расходы на культуру, в пересчете на душу населения демонстрируют рост, однако наблюдается значительная региональная дифференциация. В частности, наибольшие расходы на культуру в расчете на душу населения в 2020 году составили в Ненецком АО – 17,7 тыс. рублей, Ямало-Ненецком АО – 13,5 тыс. рублей, Магаданской области – 15,6 тыс. рублей, Чукотском АО – 23,2 тыс. рублей. Волгоградская область при этом тратит 1,68 тыс. рублей. Таким образом, разница между регионами составляет более 10 раз.
Это несмотря на то что федеральный центр стабильно выделял на развитие культуры в регионах денежные средства. Счетная палата отмечает, что из консолидированного бюджета объем расходов вырос в 1,6 раза за 2013–2020 годы и составил 610,1 млрд рублей. Финансирование из федерального бюджета увеличилось на 52%, а из консолидированных бюджетов регионов – на 65%.
«В Стратегии государственной культурной политики отмечено, что к 2030 году доля расходов на культуру в ВВП должна составлять 1,4%, – заявил аудитор Счетной Палаты Сергей Штогрин. – По факту лучший результат у нас был 0,64% в 2019 году, в прошлом году – 0,62%. Здесь есть большие возможности для мобилизации всех источников поддержки развития культуры с тем, чтобы все-таки стратегия была выполнена».
Однако в Волгоградской области не только не спешат выделять достаточное количество средств на культурную отрасль. Регион в целом отстаёт от плановых показателей по количеству учреждений культуры. Причем разница между фактом и плановым показателем практически вдвое.
Согласно планам, на территории Волгоградской области, учитывая количество населения, учреждений культуры должно быть 2477. По факту в Волгоградской области функционирует вдвое меньше – 1355.
В частности, библиотек, согласно нормативу, должно быть 1182, фактически в регионе работают 602. Из 79 музеев, в регионе существует 50. Концертных организаций, предусмотренных плановыми показателями, необходимо 78, вместо этого в регионе их насчитывается всего 7. Вместо 3 зоопарков в Волгоградской области не существует ни одного. Единственный перевыполненный показатель в регионе связан с наличием театров. Согласно расчетным данным, в Волгоградской области должно работать 9 театров, по факту же их насчитывается 12.
По словам аудитора Счетной Палаты Сергея Шторгина, изученные данные позволяют увидеть широкие возможности для развития, равно как и для улучшения материально-технической базы. Хотя в стране уже идет модернизация культурно-досуговых учреждений, более 8,5 тыс. или почти 20% из существующих по-прежнему нуждаются в ремонте или даже находятся в аварийном состоянии. В некоторых регионах процент ветхого фонда достигает 50%. И тех темпов, которыми идут ремонтные работы, недостаточно для решения вопроса.
«Хочу отметить, что культура впервые вошла в перечень показателей эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в части “Условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности” и “Числа посещений культурных мероприятий”. Это дает основания полагать, что развитие сети учреждений культуры на местах будет происходить в приоритетном порядке», – сказала присутствовавшая на Коллегии Министр культуры Ольга Любимова.
В такого рода дисбалансе, депутат Волгоградской областной Думы Александр Осипов, который в предыдущем созыве занимал должность председателя думского Комитета по культуре, не видит ничего странного. По его словам, культура, искусство, спорт всегда финансировались по остаточному принципу.
— Расходы на поддержку искусства, как необходимо называть в действительности, формировались по остаточному принципу, исходя из той суммы, которая оставалась в наличии, после определения основных бюджетных трат – здравоохранение, образование, социальная политика, администрирование, то есть содержание аппарата управления, агропромышленный комплекс. Расходы на физкультуру и спорт, поддержку учреждений искусства практически определялись дефицитом бюджета, – заявил Осипов.
При этом, виноваты в данном положении дел не столько региональные чиновники, сколько в целом бюджетная политика страны. Осипов особо отметил, что постоянный дефицит региональных бюджетов можно оценить минимально в 50%.
— Дефицит бюджета — это не вина региональных администраций, а имеющаяся Бюджетная система в России. Исходя из сумм налогов и иных поступлений, регионы формируют всего две трети расходной части от положенного, даже с учётом федеральных трансфертов на сбалансированность бюджетной системы. Иными словами, постоянный дефицит региональных бюджетов до 50%. Обеспечение нормального развития у регионов суженое до обеспечения самого необходимого. Поэтому, каждый губернатор выберет тот участок финансирования, за который его меньше всего накажут. За физкультуру и спорт, за искусство – никто упрекать не будет, это всё и привело к тому, что в Волгоградской области указ Президента РФ соблюдается весьма интересным способом, — отмечает Осипов.
По словам парламентария, учреждения культуры муниципалитетов, то есть городов и районов, финансируются из своих бюджетов, которые фактически наполняются из субсидий регионального. Несложно понять, что они будут недофинансированы в среднем на 50%, что подтверждается отчетами КСП Волгоградской областной Думы.
— Чтобы выполнить указ президента, работников культуры сокращают до того количества, на которое есть финансирование. Да и то, часть из них принимается на 0,25 ставки. Содержание учреждений вообще сведено к минимуму. Большинство сельских клубов находится в ненадлежащем состоянии, десятками лет не ремонтируется или находится в руинированном состоянии.
При этом Александр Осипов считает, что губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, пользуясь средствами федеральной программы по нацпроекту «Культура», предпринимал попытки навести порядок в сфере Культуры в 2017 году, но на системном подходе это не сказалось.
— Да, удалось отремонтировать несколько десятков районных Домов Культуры и начать реконструкции и ремонты основных учреждений – театров, концертных учреждений, библиотек. Однако, до сих пор формирование бюджетной статьи «Культура» – а это содержание имеющихся учреждений областного подчинения, гастрольной и фестивальной деятельности, образования, поддержка творческих коллективов – формируется на уровне 2–3% от общего бюджета в лучшем случае. И изменений к лучшему не произойдёт, если не понять, что поддержка искусства, развитие театральной и концертной деятельности, народного творчества — это экономический потенциал регионов, который формирует остальные возможности развития привлекательности и инвестиционной среды.
В настоящее время не существует резервного жилья и гостиниц для артистов. Не прошло реформирование образовательной сферы в области искусства (Консерватория, Институт, школы искусств), музейно-выставочная среда до сих пор реконструируется очень долго. Гастроли театров и коллективов, фестивали ограничены скудными бюджетами учреждений. Соответственно, творческие работники вынуждены подрабатывать.