Волгоград некультурный

Волгоград некультурный

Волгоград некультурный
Фото:
Театр закрыт / GlobalLookPress

Счетная палата Российской Федерации признала Волгоградскую область, как территорию с наименее доступными услугами культуры для населения. К такому выводу пришли аудиторы СП в ходе масштабного исследования «Оценка доступности услуг культуры для населения», которое коснулось каждого субъекта Федерации.

В целом по России расходы на культуру, в пересчете на душу населения демонстрируют рост, однако наблюдается значительная региональная дифференциация. В частности, наибольшие расходы на культуру в расчете на душу населения в 2020 году составили в Ненецком АО – 17,7 тыс. рублей, Ямало-Ненецком АО – 13,5 тыс. рублей, Магаданской области – 15,6 тыс. рублей, Чукотском АО – 23,2 тыс. рублей. Волгоградская область при этом тратит 1,68 тыс. рублей. Таким образом, разница между регионами составляет более 10 раз.

Это несмотря на то что федеральный центр стабильно выделял на развитие культуры в регионах денежные средства. Счетная палата отмечает, что из консолидированного бюджета объем расходов вырос в 1,6 раза за 2013–2020 годы и составил 610,1 млрд рублей. Финансирование из федерального бюджета увеличилось на 52%, а из консолидированных бюджетов регионов – на 65%.

«В Стратегии государственной культурной политики отмечено, что к 2030 году доля расходов на культуру в ВВП должна составлять 1,4%, – заявил аудитор Счетной Палаты Сергей Штогрин. – По факту лучший результат у нас был 0,64% в 2019 году, в прошлом году – 0,62%. Здесь есть большие возможности для мобилизации всех источников поддержки развития культуры с тем, чтобы все-таки стратегия была выполнена».

Однако в Волгоградской области не только не спешат выделять достаточное количество средств на культурную отрасль. Регион в целом отстаёт от плановых показателей по количеству учреждений культуры. Причем разница между фактом и плановым показателем практически вдвое.

Согласно планам, на территории Волгоградской области, учитывая количество населения, учреждений культуры должно быть 2477. По факту в Волгоградской области функционирует вдвое меньше – 1355.

В частности, библиотек, согласно нормативу, должно быть 1182, фактически в регионе работают 602. Из 79 музеев, в регионе существует 50. Концертных организаций, предусмотренных плановыми показателями, необходимо 78, вместо этого в регионе их насчитывается всего 7. Вместо 3 зоопарков в Волгоградской области не существует ни одного. Единственный перевыполненный показатель в регионе связан с наличием театров. Согласно расчетным данным, в Волгоградской области должно работать 9 театров, по факту же их насчитывается 12.

По словам аудитора Счетной Палаты Сергея Шторгина, изученные данные позволяют увидеть широкие возможности для развития, равно как и для улучшения материально-технической базы. Хотя в стране уже идет модернизация культурно-досуговых учреждений, более 8,5 тыс. или почти 20% из существующих по-прежнему нуждаются в ремонте или даже находятся в аварийном состоянии. В некоторых регионах процент ветхого фонда достигает 50%. И тех темпов, которыми идут ремонтные работы, недостаточно для решения вопроса.

«Хочу отметить, что культура впервые вошла в перечень показателей эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в части “Условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности” и “Числа посещений культурных мероприятий”. Это дает основания полагать, что развитие сети учреждений культуры на местах будет происходить в приоритетном порядке», – сказала присутствовавшая на Коллегии Министр культуры Ольга Любимова.

В такого рода дисбалансе, депутат Волгоградской областной Думы Александр Осипов, который в предыдущем созыве занимал должность председателя думского Комитета по культуре, не видит ничего странного. По его словам, культура, искусство, спорт всегда финансировались по остаточному принципу.

Расходы на поддержку искусства, как необходимо называть в действительности, формировались по остаточному принципу, исходя из той суммы, которая оставалась в наличии, после определения основных бюджетных трат – здравоохранение, образование, социальная политика, администрирование, то есть содержание аппарата управления, агропромышленный комплекс. Расходы на физкультуру и спорт, поддержку учреждений искусства практически определялись дефицитом бюджета, – заявил Осипов.

При этом, виноваты в данном положении дел не столько региональные чиновники, сколько в целом бюджетная политика страны. Осипов особо отметил, что постоянный дефицит региональных бюджетов можно оценить минимально в 50%.

— Дефицит бюджета — это не вина региональных администраций, а имеющаяся Бюджетная система в России. Исходя из сумм налогов и иных поступлений, регионы формируют всего две трети расходной части от положенного, даже с учётом федеральных трансфертов на сбалансированность бюджетной системы. Иными словами, постоянный дефицит региональных бюджетов до 50%. Обеспечение нормального развития у регионов суженое до обеспечения самого необходимого. Поэтому, каждый губернатор выберет тот участок финансирования, за который его меньше всего накажут.  За физкультуру и спорт, за искусство – никто упрекать не будет, это всё и привело к тому, что в Волгоградской области указ Президента РФ соблюдается весьма интересным способом, — отмечает Осипов.

 

По словам парламентария, учреждения культуры муниципалитетов, то есть городов и районов, финансируются из своих бюджетов, которые фактически наполняются из субсидий регионального. Несложно понять, что они будут недофинансированы в среднем на 50%, что подтверждается отчетами КСП Волгоградской областной Думы.

—  Чтобы выполнить указ президента, работников культуры сокращают до того количества, на которое есть финансирование. Да и то, часть из них принимается на 0,25 ставки. Содержание учреждений вообще сведено к минимуму. Большинство сельских клубов находится в ненадлежащем состоянии, десятками лет не ремонтируется или находится в руинированном состоянии.

При этом Александр Осипов считает, что губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, пользуясь средствами федеральной программы по нацпроекту «Культура», предпринимал попытки навести порядок в сфере Культуры в 2017 году, но на системном подходе это не сказалось.

— Да, удалось отремонтировать несколько десятков районных Домов Культуры и начать реконструкции и ремонты основных учреждений – театров, концертных учреждений, библиотек. Однако, до сих пор формирование бюджетной статьи «Культура» – а это содержание имеющихся учреждений областного подчинения, гастрольной и фестивальной деятельности, образования, поддержка творческих коллективов – формируется на уровне 2–3% от общего бюджета в лучшем случае. И изменений к лучшему не произойдёт, если не понять, что поддержка искусства, развитие театральной и концертной деятельности, народного творчества — это экономический потенциал регионов, который формирует остальные возможности развития привлекательности и инвестиционной среды.
В настоящее время не существует резервного жилья и гостиниц для артистов. Не прошло реформирование образовательной сферы в области искусства (Консерватория, Институт, школы искусств), музейно-выставочная среда до сих пор реконструируется очень долго. Гастроли театров и коллективов, фестивали ограничены скудными бюджетами учреждений. Соответственно, творческие работники вынуждены подрабатывать.

Читать volgasib.ru в