Анна Степнова рассказала историю утраченного музея водоканала

В связи с грядущим открытием необходимого для развития Волгограда Дворца торжеств и бракосочетаний областной центр лишился уникального музея водоканала, рассказывавшего историю Царицына сквозь призму его коммунального хозяйства. О том, с чего зарождалась история культурного учреждения, и что потерял город-герой – в материале «Социнформбюро»

Фото:
Фото: Facebook-аккаунт Анны Степновой

В связи с грядущим открытием необходимого для развития Волгограда Дворца торжеств и бракосочетаний областной центр лишился уникального музея водоканала, рассказывавшего историю Царицына сквозь призму его коммунального хозяйства. О том, с чего зарождалась история культурного учреждения, и что потерял город-герой – в материале «Социнформбюро».

 — Мы находимся на территории первой Царицынской водокачки – вот это прекрасное белое здание, у которого двойной адрес:  улица Чуйкова 15 и Набережной 62-й армии 5. Внутри этого здания с колоннами и начинался городской коммунальный водопровод, — рассказывает директор музея Анна Степнова

История его начинается на рубеже 19-20 веков, когда началась бурно развиваться экономика, и Царицын стали называть русским Чикаго. Чего не было у города на Волге – так это центрального городского водопровода  здесь существовало несколько промышленных водопроводов: железная дорога забирала дорогу из Волги для своих нужд, Нобелевский городок для своих.  Остатки воды они давали для жителей и на полив садов. И вот 1890 году приступили к строительству городской сети —  место, где сейчас находится водокачка, выбрали как близкое к Волге – тогда вода плескалась возле самого здания – здесь же была городская пристань, короче говоря – здесь была самая гуща деловой жизни. Так как водопровод задумывался как пожарный – никого не задумывался о чистоте воды: никого не беспокоило, что льется с судов, что рядом люди стирают белье…

—  Всех все устраивало – тогда думали, что водой этой будут в первую очередь тушить здания: Царицын тогда был деревянный, часто горел, и с этим нужно было что-то делать. Но уже через год после того как водопровод запустили, власти и местные жители задумались о строительстве фильтров. Они долго раздумывали о технологии и остановились на американских фильтрах – построили следующее здание, которое служило городу верой и правдой до 2007 года – как водоочистная станция Центрального района. Здесь по сей день находится водозабор – он законсервирован и выведен из оборота, — поделилась в интервью с журналистам Анна Степнова, — Сейчас оборудование не работает уже почти десять лет, но  в случае каких-то катаклизмов его можно запустить. Однако все стареет, все приходит в негодность – пока вода течет —  трубы ведут себя хорошо, но стоит прекратить поток воды, как они начинают разрушаться. Коммунальное хозяйство похоже на езду на велосипеде – стоит тебе остановиться, как ты падаешь. Здесь то же самое.

После войны, когда центр города был практически полностью разрушен, здание водокачки восстанавливалось вручную, из того же кирпича, который находили на руинах. Как считает известный волгоградский архитектор Сергей Сена, на это здание была надета новая одежда – то есть внутри этого здания сталинского ампира скрывается та самая царицынская водокачка, декорированная колоннами. Уникальное для Волгограда здание с двумя фасадами проектировали  группа архитекторов во главе с  Борисом Геккером – и они  прекрасно понимали, что его будет отлично видно как со стороны города, так и с верхней террасы набережной – и его сделали красивым с обеих сторон.

Съемки интервью  проходили летом 2017 года

Музей Водоканала располагался именно на территории царицынской водокачки – не в зданиях, находящихся на балансе департаментов ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда, а в переданной в аренду «Концессий Водоснабжения» пристройке.  Именно здесь предполагали реализовать проект музея истории чистой воды  «Фильтры» — культурное учреждение совершено нового типа, которое рассказывает историю города не с исторической или художественной стороны – а сквозь призму  его коммунального хозяйства, противопоставляя водопровод войне и конфликтам, используя движение воды как символ непрерывного развития.  Совершить такое преобразование предполагалось на средства гранта фонда Потанина, но что-то пошло не так – и сотрудникам «Концессий водоснабжения» пришлось вывозить даже экспонаты музея Водоканала.

Музей Водоканала размещался не в здании фильтров, известном как водокачка, а рядом, в пристройке, переданной в концессию. Сама водокачка принадлежит городу, и концессиям не передавалась. Она находится на балансе МУПа, и ее судьбу решает муниципалитет — как хозяин. Мероприятия на территории водокачки проводились по согласованию с МУПом. Органы власти, разумеется, знают о социокультурной активности на водокачке и о творческих планах для городской культуры, которые могли бы быть реализованы при передаче водокачки нам. И ничего против существования музея, в принципе, не имеют. Каким будет решение, нам неизвестно, но в числе прочего рассматривается вопрос о включении музея на водокачке в комплекс Дворца торжеств — музей бракосочетаниям не помеха, — прокомментировала заместитель директора «Концессий водоснабжения» по корпоративным коммуникациям Ольга Жинжикова. — В данный момент экспозиция музея действительно выехала с территории комплекса Царицынской водокачки, так как помещение возвращено из концессии в МУП. Оснований для нахождения на территории комплекса у музея больше нет. До решения вопроса экспозиция будет законсервирована на складе компании. Мы надеемся, что вопрос будет решен оптимальным способом и с учетом интересов волгоградцев.

Журналисты «Волга-Каспий» обратились за комментарием к председателю комитета Областной думы по культуре, делам национальностей и казачества Александру Осипову, однако он какую либо личную оценку или заинтересованность, как нардепа в развитии музейного дела в Волгограде, не проявил:

Это негосударственный музей, а музей частной структуры, и находится вне нашей компетенции. Да, там был небольшой экспозиционный зал, были концепции развития музея Водоканала, утверждались планы реконструкции водокачки под определенный объект, но все, что касается музея — это относится к частной организации, — сообщил он.

Добавим — неопределенность в судьбе зданий Водоканала зародилась уже давно – так, в прошлом году «Волга-Каспий» писали о том, как судебные приставы за долги выставили комплекс построек на аукцион. На участке в  6500 м2 по Набережной 62-ой армии, 5 разместились кузница-склад, сварочная и механическая мастерские, трансформаторная подстанция насосной станции 2-ого подъема, насосные станции 1-го и 2-го подъемов, а также проходная у фильтров. Оценили их в 9 661 697.22 рублей.

Как прокомментировали «Социнформбюро» в риэлтерском агентстве, цену за раритетные строения, являющиеся культурным наследием, занизили почти в 7 раз. При этом стоит отметить, что это был уже четвертый(!) раз, когда здание водокачки с молчаливого согласия регионального комитета государственной охраны памятников культурного наследия  выставили на торги. И все четыре раза продажу его внезапно прекращали — по словам источника в мэрии города, лакомый кусок выставляется под какое-то конкретное лицо, а чехарда с выставлением и снятием лота нужна, чтобы не вмешались посторонние лица. В управлении Росимущества ситуацию с несостоявшимися торгами комментировать отказались – но по информации  от источника в мэрии города, торги не состоялись по причине неявки участников торгов. В итоге приставам для новых торгов придется еще снизить стоимость имущества на 15 процентов и снова объявить торги.

После этого прошли крайне интересные публичные слушания по изменению территориальной зоны земельного участка № 4-88-1 в Центральном районе.  В объявлении об их проведении предпочли не упоминать, что на данном участке расположено здание водоканала и что изменение зоны застройки необходимо для возведения здесь дворца торжественных обрядов, застройки участка гостевыми домами и банкетными залами. Как и предполагалось, публичные слушания по судьбе водокачки, а также лакомого куска земли в самом центре города вызвали небывалый ажиотаж среди волгоградцев — на них пришли аж 32 неравнодушных местных жителя. Им объяснили, что для создания комплексного дворца торжеств подыскивается инвестор – а для строительства необходимо изменить генплан города. Возможность использования исторических зданий под ЗАГС, банкетный зал и «сопутствующие помещения» на тот момент даже не была рассмотрена, равно как и не был подготовлен проект или хотя бы эскиз «Дома торжеств». Иными словами, жителям подсунули кота в мешке. По мнению председателя совета волгоградского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерия Котельникова, переоформление участка означает застройку 60 % существующих зеленых насаждений и перевод общей территории в частные руки, после чего вместо водокачки там может появиться что угодно, хоть жилые дома.

После того, как такую заманчивую перспективу одобрили 20 неравнодушных горожан, территориальное зонирование части набережной  изменила Волгоградская городская Дума. Согласно обещаниям чиновников, помимо ЗАГСа здесь должны появиться сквер, терраса с фонтанами и банкетный зал.  В определенных кругах витают слухи, что территорию отдали на откуп депутату областной Думы, председателю комитета по экономической политике, инновационному развитию, предпринимательству и вопросам собственности Руслану Шарифову. Тем не менее, подтверждения этому никто давать не торопится. Равно как и тому, что вместо обещанного дворца бракосочетаний здесь появится торговая галерея и разнообразные увеселительные заведения. Что остается фактом —  сейчас большая часть комплекса Царицынской водокачки продается из-за долгов – в шатком положении находится и здание музея.

Комментарии (0)

Комментировать

Новости других СМИ
Последние новости:
Новости других СМИ:

Яндекс.Метрика

Информационное агентство СоцИнформБюро. 16+

Свидетельство о регистрации ИА № ТУ34- 00512 от 15 мая 2013г. выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия

2008-2019