Герои не продаются

Герои не продаются

Герои не продаются
Фото:

Любопытную точку зрения по формированию исторической памяти высказал доктор философских наук, профессор кафедры философии ВолГУ Андрей Макаров

В Волгограде накануне Дня Победы открылась всероссийская научно-практическая конференция «Миротворческий потенциал историко-культурного наследия второй мировой войны и Сталинградская битва».
На нее съехались ведущие искусствоведы, культурологи, философы, историки, педагоги, музейные работники России.

«Политика памяти требует колоссальных интеллектуальных, организационных и финансовых инвестиций, – отметил профессор Андрей Макаров. – Политика памяти о второй мировой войне была продумана и начала формироваться, когда война еще не кончилась».

Политика памяти, по мнению профессора, формировалась на двух генеральных идеях: героизации действий стран-участниц антигитлеровской коалиции и криминализации гитлеровского режима. Под героизацию была запущена мощнейшая машина кино, колоссальные средства, которые тратились на архитектуру и живопись. В начале холодной войны была вброшена еще одна идея: криминализирована не только гитлеровская Германия, но и часть Советского Союза.

«Эта идея была вброшена в попытке разделить криминального Сталина и некриминальную Советскую власть, – пояснил Макаров. – Она была подхвачена в 90-е годы, она захватила и даже контузила, на мой взгляд, целое поколение».

Андрей Макаров рассказал, как проводил в 90-е годы экскурсию на Мамаевом кургане профессорам и академикам из Москвы.

«Они смотрели на Родину-мать и ужасались – она Валькирия! Это было неприятно слышать, – поделился профессор впечатлениями. – Я сказал: «Где у нее оружие? Она босая. Это мать-земля». Но они не воспринимали контраргументы».

Затем, рассказал ученый, на сцену формирования политики памяти вышла новая, экономико-центристская идея – культура как сфера услуг.

«Какое-то время это работало, считает ученый. – Была идея огородить Мамаев курган железным забором и пускать людей за плату. Это серьезная проблема потери целеполагания».

Андрей Макаров рассказал, что ознакомился в Интернете с концепцией развития культуры Волгоградской области до 2020 года.

«Так как я являюсь герменевтом – специалистом по текстам, мне интересно, какие же цели появляются в концепции развития культуры и формировании политики памяти, – пояснил он. – Концепция ставит цель духовно-нравственного развития и реализацию человеческого потенциала при переходе к инновационному типу развития общества и экономики Волгоградской области. Что это такое и как это понять? Очевидно, что общей задачей для всех отраслей культуры Волгоградской области является задача адекватного финансового обеспечения».

«В принципе можно построить и такую модель, – полагает доктор философских наук. – Но здесь возникает проблема со Сталинградской битвой. Торгово-экономическая модель и героизация никак не стыкуются. Сталинградская битва на Волгоградской земле – это немного Сталинград, немного Волгоград. Сегодня мы находимся в состоянии компромисса, и в этом я вижу проблему. Сейчас модно стонать в Интернете. Посмотрите, какой стон стоит по поводу переименования Волгограда в Сталинград. Это поколение ресентимента. С чиновничьей позиции все понятно, массовое сознание отторгает такую конструкцию».

Макаров также отметил, что имя автора концепции покрыто тайной.

«Вероятно, это какой-нибудь клерк», – предположил он.

В одной из своих статей Андрей Макаров рассказал о том, какие структурные ошибки, с его точки зрения, делает власть при праздновании 9 мая. Он отметил как совсем недавно «тысячи мельчайших флажков-триколоров были нанизаны на металлоконструкции, которые явно напоминали новогоднюю елку».

«Это был период, когда «рулили» дизайнеры, – пояснил он. – У них нет символического контекста, а только композиционно-эстетический. Сейчас я ехал по проспекту и увидел флаги с надписью «Слава героям-победителям!». В чем слава? Парк Саши Филиппова вырублен».

Доктор наук раскритиковал и расхожую идею некоторой части волгоградской элиты – «Нам надоела война! Мы хотим ребрендинг». «Ребрендинга Сталинградской битвы не получится, – считает ученый. – Герои не продаются. На мой взгляд, это провинциальная наивность – что все можно продать. Кое-что можно, а кое-что нельзя. Нужно разделять»

Андрей Макаров заявил, что «не против экономико-центричной модели».

«Я против смешения, – пояснил он. – Память – это огромный организм и подчинять его маркетингу не получится. Не все люди находятся в торговых отношениях, как это происходит в чиновничьей среде».

Выступающему задали вопрос, как отличается формирование политики памяти в других регионах от Волгограда.

«Волгоградская специфика в том, что здесь живут очень самоуверенные люди», – ответил доктор наук.

Он также затронул тему деинтеллектуализации сегодняшней власти.

«За аналитиков сегодня выступают журналисты, но это необразованные люди, – высказался ученый.

«Вернее, крайне широко образованные», – поправил он себя.

На вопрос, почему доктор наук не общается с властью, Андрей Макаров ответил, что «не видит в этом необходимости. При этом он подчеркнул, что «говорит публично» и «никакую информацию невозможно утаить».

Профессор кафедры философии ВолГУ также отметил, что на сегодняшней конференции представитель власти просидел всего несколько минут, после чего удалился.

«С конференции бизнесменов он бы не ушел», – предположил он.

Читать volgasib.ru в