«Майский день, именины сердца!»

«Майский день, именины сердца!»

«Майский день, именины сердца!»
Фото:

Долго не могла понять, что мешает начать писать заметку о гастролях Тульского академического театра драмы в Волгограде

Театр понравился? Очень! Но что-то мешало, не давало работать. Потом поняла: мешает обида. Обидно, что в родном городе нет настоящего, живого, яркого и при этом классического русского театра, какими так богаты все большие волжские города.

Театральная жизнь Волгограда складывается своеобразно. У нас много театров, хороших и разных, но каждый имеет некую специфику, накладывающую отпечаток на его эстетику и репертуар, и уводящую с классического театрального пути. У нас есть театры: экспериментальный, молодежный, музыкальный, юного зрителя, есть даже музыкально-драматический казачий, но ни один из них не является театром-университетом, в котором молодежь получает понятие о национальном театре, а старшее поколение наслаждается искусством мастеров сцены.

Причины этого зияющего отсутствия будут исследовать театроведы и историки театра, здесь же пора сказать: как здорово, что гастроли Тульской драмы состоялись! Девять майских дней в Музыкальном театре, где играли гости, царил праздник. После каждого спектакля актеров не хотели отпускать, долго кричали «Браво!», что называется, «купали в аплодисментах». Ох, как соскучилась волгоградская публика по доброй театральной традиции, в которой главным является не режиссерский эксперимент, не лабораторные поиски новой драмы, а радостная встреча Артиста и Зрителя. Эта встреча, по-моему, стала началом большой любви.

Любовь – это слово первым приходит на ум, когда вспоминаешь спектакли туляков. Не только потому, что любовные коллизии лежат в основе сюжетов «Двух веронцев» Шекспира, «Чужого ребенка» Шкваркина, «Женитьбы Белугина» Островского – а, скорее, потому что это чувство растворено в самой атмосфере спектаклей, в природе актерской игры. Когда актеру хорошо на сцене, когда он творит свободно, радостно, это сразу передается в зрительный зал и рождает ощущение сотворчества, совместного проживания событий и судеб героев. А это ощущение дорогого стоит, его не забудешь, захочешь пережить снова и снова.

В тульской труппе, как в хорошей семье, есть все поколения. Великолепные «старики» – народный артист России Борис Заволокин и заслуженная артистка России Ирина Федотова блистательно сыграли родителей влюбленного молодого фабриканта Белугина. Почтенный старец Гаврила Пантелеевич был по-старообрядчески строг, но молодые глаза сверкали юмором, и было понятно, что вовсе он не замшелый ретроград, а умный, хваткий, вполне современный предприниматель. Супруга же, обаятельная Настасья Петровна, была и простодушна, и мудра, и так умела держать себя со всеми, что просто хотелось напроситься к ней в гости и стать ее другом на всю жизнь.

Замечательное среднее поколение – заслуженная артистка России Любовь Спирихина и заслуженный артист России Андрей Сидоренко – точно и очень смешно показали «блеск и нищету» представителей московского бомонда, людей изысканных и тонких, но готовых на все, лишь продолжать вкусно есть и хорошо одеваться. Каждый уход изящной, томной и поразительно глупой мамочки главной героини сопровождался аплодисментами. Такой актрисы Волгоград давно не видел!

Что касается молодежи, то первое слово здесь об актрисе Ольге Бауриной. В трех спектаклях она играла главные роли и везде была абсолютно разной. После порывистой, искренней, но избалованной Леночки в «Белугине» она явилась неузнаваемо роскошной Сильвией в «Веронцах», а потом – спортивной, энергичной, но очень легкомысленной Маней в «Чужом ребенке». Все три спектакля – комедии, но, кажется, этой актрисе по плечу и роли гораздо более серьезные. Как и ее партнеру в «Белугине», Юрию Мельникову. Он покорил и голосом, и статью, но главное – убедительным исполнением роли молодого русского предпринимателя, который от открывшихся перспектив и избытка силы может и осчастливить кого-нибудь, и бед натворить.

«Чужой ребенок» – название на тульской сцене новое. И то, что театр привез в Волгоград этот густонаселенный, со сложными декорациями спектакль, говорит об уважении к зрителю, да и к марке своего театра тоже. «Дачная комедия» тридцатых годов стала фейерверком актерских талантов. Великолепный дуэт родителей Мани в исполнении заслуженной артистки России Ольги Красиковой и заслуженного артиста России Андрея Сидоренко задал спектаклю высокую планку настоящего комедийного мастерства. Молодежь – артисты Дмитрий Чепушканов, Сергей Сергеев, Антон Архипов, Марина Борисова, Мария Соловьева – были энергичны и обаятельны.

В тридцатые годы редкая пьеса обходилась без образа положительного кавказца, который наставляет на путь истинный непутевого героя. Есть такой и в комедии Шкваркина. Это студент Яша, которому и достанется чужой ребенок. Алексей Соловьев сумел превратить эту ходячую добродетель в интересного и совсем не простого человека. Артист Игорь Лучихин элегантно сыграл дипломированного инженера – прохвоста, которого, конечно, разоблачили веселые комсомольцы. Но «вишенкой на торте» стало появление в эпизодической роли отца одной из девушек артиста Анатолия Кирьякова. Вот уж воистину – нет маленьких ролей! Александр Миронович, пожилой еврей, папаша беременной незамужней дочки, был сыгран так точно, так узнаваемо, так смешно, что очень захотелось увидеть его и в других ролях, в других спектаклях. Как и всех артистов этого настоящего, живого, яркого театра. Короткие гастроли закончились. Будем ждать следующих!

Наталья Сломова{jcomments off}

Читать volgasib.ru в