Министерство образования планирует ввести «лимиты» домашних заданий школьникам

Министерство образования планирует ввести «лимиты» домашних заданий школьникам

Министерство образования планирует ввести «лимиты» домашних заданий школьникам
Фото:

В начале месяца Министерство образования и науки подготовило проект приказа, устанавливающего «лимиты времени» на выполнение домашних заданий школьниками. Чиновники призвали педагогов учитывать, что на подготовку уроков должно уходить от полутора часов у учеников вторых и третьих классов до трёх с половиной – у старшеклассников. Общественное обсуждение документа моментально вызвало множество негативных комментариев, в том числе и со стороны депутатов Государственной думы.

Между тем, ничего нового в проекте приказа Минобрнауки нет: в нем указаны нормы СанПиН 2.4.2.28-10 «… к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», которые введены с 2010 года. Так что в теории этот принцип должен давно соблюдаться. Тем не менее, жалобы на катастрофическую перегрузку учеников не перестают утихать, скорее, лишь усиливаясь. Что же заставляет нынешних детей и подростков изнывать под грузом домашних заданий?
По мнению педагогов, значительную лепту в стремительный рост нагрузки внесла пресловутая «проектная деятельность», которая упорно насаждается в российских школах точно с момента появления новых стандартов. Под ней подразумевается самостоятельная подготовка учеником творческой работы по предмету, которая должна обязательно включать в себя исследовательский элемент – то есть в каком-то смысле выходить за рамки стандартной программы. На данный момент большинство «проектов» сводятся к поиску информации в Интернете и подготовке на её основе презентации в программе Power Point, которая потом демонстрируется на уроке.
В теории проектная деятельность должна быть добровольной, что на практике зачастую превращается в формальность. В увеличении количества проектов, выполненных школьниками, в первую очередь заинтересованы администрация и педагоги, для которых это самое число считается показателем, учитываемым при оценке их собственной работы. При этом цели и способы подготовки проекта разительно отличаются от цели, ради которой в принципе даются традиционные домашние задания.
«Проект нацелен на самостоятельное развитие ребёнка и поиск новой информации, тогда как те же задачи по математике и упражнения по русскому языку нужны в первую очередь для закрепления пройденного, – комментирует Ирина Ковалёва, учитель истории и обществознания одной из подмосковных школ. – В результате на ребенка «падает» двойная нагрузка, справляться с которой очень сложно».
Свою негативную роль играет и недоверие к качеству школьного образования со стороны родителей. Сегодня наличие репетитора, как минимум, по иностранному языку, начиная чуть ли не с первого класса, является негласным обязательным фактором успешного образования. С возрастом ребёнка число «доп. занятий» стремительно увеличивается, а в выпускных классах на школу и репетиторов порой тратится едва ли не одинаковое количество времени.
В целом, нужно добавить, что Минобрнауки в ходе всей реформы образования с упорством, достойным лучшего применения, равняется на некого «стандартного» ученика и на удивительный принцип примерного равенства способностей школьников. Тот факт, что интеллектуальные способности у каждого свои и задание, которое один ученик выполнит за 15 минут, другой может делать час, начисто игнорируется. Кроме того, ориентация школ на отличников, которые обеспечивают учебному заведению «высокие показатели эффективности деятельности», ни к чему хорошему не приводит, а выхода из этого заколдованного круга, пока так и не найдено.

Надежда Сунгурова, «Аргументы Недели» №11

Читать volgasib.ru в

Волгоград – середнячок российского жилищного строительства Анализ рейтинга ввода жилья в 2024 году Волгоград занял 60-ю строчку в общероссийском рейтинге ввода жилья по итогам 2024 года. С показателем 0,567 кв. м на человека город оказался в середине списка, значительно уступая лидерам, но опережая аутсайдеров жилищного строительства. Лидеры и лузеры строительного рынка Как свидетельствуют данные исследования РИА Новости, абсолютным чемпионом по темпам жилищного строительства вновь стал Краснодар. Здесь на каждого жителя приходится 2,34 кв. м нового жилья. Впечатляющий рывок совершил Грозный, поднявшись на второе место с показателем 1,98 кв. м/чел. и увеличив объемы строительства в полтора раза по сравнению с предыдущим годом. Замкнул тройку лидеров Кызыл, где ввод жилья вырос вдвое, достигнув 1,76 кв. м на человека. На другом полюсе оказались: Мурманск (0,06 кв. м/чел.) Магадан (0,07 кв. м/чел.) Новокузнецк (0,09 кв. м/чел.) Отрасль в минусе Общероссийские показатели жилищного строительства в 2024 году продемонстрировали спад: введено 107,8 млн кв. м жилья, что на 2,4% меньше, чем в 2023 году. Особенно заметно сокращение в крупных городах — здесь падение составило 6,6%. Из 100 крупнейших городов только в 17 удалось преодолеть рубеж в 1 кв. м на человека (годом ранее таких было 19). Почему Волгоград в середине? Эксперты указывают на несколько факторов, сдерживающих развитие жилищного строительства в Волгограде: Дефицит инвестиций в сравнении с городами-лидерами Менее благоприятные экономические условия для застройщиков Консервативный рынок недвижимости При этом отмечается, что показатель города соответствует общероссийской тенденции и отражает стабильность, а не кризисные явления. Что в перспективе? Аналитики прогнозируют, что в 2025 году Волгоград может несколько улучшить свои позиции благодаря реализации ряда крупных проектов. Однако для выхода в лидеры рейтинга потребуются серьезные инвестиции и изменения в градостроительной политике. “Нынешняя позиция Волгограда отражает баланс между развитием и имеющими ограничениями, — комментирует эксперт по недвижимости Андрей Семёнов. — Город не скатывается в аутсайдеры, но и рывка, подобного Грозному или Кызылу, пока не совершает”.