Соответствующие поправки обсудят на экспертном совете Федеральной антимонопольной службы в июне текущего года. Федеральная антимонопольная служба, Минпромторг и Минэкономразвития опять разрешили ларькам торговать табаком и пивом.
Напомним, запрет на торговлю пивом вступил в силу с начала 2013 года, а сигаретами – с лета 2014 года. Это привело к сокращению количества киосков. После выведения этих товаров резко снизилась прибыльность ларьков, несмотря на то, что ограничения преследовали благую цель: снижение негативного влияния на здоровье граждан.
В качестве противника этой идеи выступил Минздрав. Именно с его подачи в свое время и была запрещена торговля «недетской» продукцией в киосках. Глава министерства Вероника Скворцова сообщила, что ведомство планирует загнать табачные компании в ещё более жёсткие рамки. Минздрав хочет запретить любые партнёрские отношения с ними, а также рекламу табака. Кроме того, сделать строже правила продажи сигарет и разработать ограничения, касающиеся электронных сигарет. Также негативно отнёсся к идее и помощник председателя правительства Геннадий Онищенко, который в прошлом занимал пост главного санитарного врача России. «Это чрезвычайно опасная инициатива: менно в киосках пиво и сигареты покупают дети и подростки», – прокомментировал он.
“Теперь россияне покупают сигареты и пиво не в ларьках, а в сетевых супермаркетах и крупных магазинах”, – ранее заявили крупные табачные компании. Эксперты неустанно повторяют, что алкогольная и табачная продукция – основные позиции для киосков, которые приносили им до 80% прибыли. Отмена запрета хотя и не возродит закрывшиеся торговые точки, но все же улучшит положение работающих. По словам президента Ассоциации киоскёров Владлена Максимова, до 40% курильщиков посещали ларьки исключительно ради сигарет и заодно покупали и всякую сопутствующую мелочь. Особенно велика роль киосков в небольших населённых пунктах, где именно они зачастую становятся единственным местом, где можно приобрести продукты и другие необходимые товары, сообщает “СоцИнформБюро” со ссылкой на “Аргументы недели”.
Противники торговли табака и алкоголем в палатках считают, что совершенно недопустимо решать проблемы малого бизнеса за счёт здоровья граждан. Так, Михаил Бутримов, директор Института стратегии реформ отмечает, что в ларьках затруднительно вводить систему контроля, которая препятствовала бы продаже алкоголя в ночное время и несовершеннолетним.
Врач частного наркологического центра «Клиника Маршака» Дмитрий Вашкин отметил, что большинство палаток всё ещё работают с кассовыми аппаратами, которые не фиксируют «содержание» покупки, что может привести к нелегальным продажам в ночное время».
По словам президента Межрегиональной общественной организации по защите малого и среднего бизнеса «Деловые люди» Ольги Косец, “потребители ощущают явный недостаток магазинов шаговой доступности, поэтому проявляют лояльность к тем предпринимателям, которые торгуют в киосках. Конечно, возвращаться к ситуации, когда по ночам вокруг киосков разгорались пьяные дебаты, не следует”. “Чтобы поддержать «палаточный» бизнес, нужно с помощью опроса выявить, в каких точках горожанам нужны палатки, и определить востребованный ассортимент“, – полагает бизнес-леди.