Годами после развала СССР Латвия, Эстония, Литва пользовались выгодой своего геоположения и возведенных во время Союза огромных портов. С начала 90-х ситуация порой доходила до открытых насмешек: «Никуда вы не денетесь – будете отгружать свою нефть и прочее сырьё через Прибалтику…». Однако сейчас ситуация изменилась и первой начала капитулировать Рига.
По словам советника президента Латвии по экономике и европейским делам Андриса Пиебалгса, «концепция Латвии как моста между Западом и Востоком не работает, и от неё нужно отказаться». То есть на деле этот мост сейчас не функционирует и, видимо, никогда не будет.
В этом вопросе Пиебалгсу можно верить: ранее долгое время советник работал комиссаром всего Евросоюза по энергетике, затем по развитию, возглавлял переговоры по вступлению Латвии в ЕС. Однозначно он вполне осведомлен последней экономической статистикой, которая представляется печальной для Прибалтики – наши докеры отбирают работу у латышей, литовцев и эстонцев.
По данным Ассоциации морских торговых портов России, за последние годы наши порты наращивают свой грузооборот: в 2014-ом он увеличился на 5,7% – до 623,4 миллионов тонн. В портах Балтийского бассейна объём перевалки грузов вырос до 223,4 миллионов тонн – на 3,4%. А уже за январь – март текущего года он составил 8,9%.
В итоге эксперты полагают, что России удается перетянуть более 70% постсоветского западного транзита на свои внутренние порты. Именно поэтому всё тот же Пиебалгс предлагает Латвии, пока есть время, переориентироваться на Скандинавские страны. Правда, в тоже время он не уточняет, что может предложить богатым Норвегии, Швеции или Финляндии маленькая и бедная Прибалтика. Наверное, немного. В результате в Риге возникают упаднические настроения: «Начинали гордо и хотели быть мостом между Россией и Европой, а закончили латвийским тупичком».