Столичный художник о работе в стенах храма Александра Невского, о семейном ремесле и о символичных находках на стройке

Столичный художник о работе в стенах храма Александра Невского, о семейном ремесле и о символичных находках на стройке

Столичный художник о работе в стенах храма Александра Невского, о семейном ремесле и о символичных находках на стройке
Фото:
Иван Соклов, художник / СоцИнформБюро, Анатолий Панчишкин

Корреспондентам «СоцинформБюро» удалось увидеть процесс работы художников, приехавших буквально со всей России для масштабной росписи храма Александра Невского. В чем сложности процесса, как приходится работать во время пандемии и о семейной преемственности рассказал художник Иван Соколов.

С 2016 года ведется масштабная стройка собора Александра Невского, который расположился на площади Павших Борцов. Строительство самого здания намереваются закончить к осени 2021 года. Уже сейчас параллельно со строительными работами идет роспись стен храма, которая ведется слаженным творческим коллективом: команда по крупицам со многих уголков России собрана художественным руководителем выдающимся иконописцем Александром Лавданским.

С первых минут знакомства с мастерами понимаешь, — это не просто рабочий коллектив, а большая дружная семья, во главе которой стоит «папа», как его иногда называют художники, Александр Александрович.

Руководителя проекта мы застали за работой. Несмотря на возраст, он трудится наравне с подопечными, и тяжелые условия: жара, необходимость забираться высоко не всегда по удобным лестницам, обилие строительной пыли и сухой воздух, кажется не замечаются. Художник рассказал, что проделано не так много работы, но команда подобрана отличная, поэтому делается все возможное.

 

– Врать не буду, по объему таких работ раньше у меня не было. Правда, тут как бы противоречия, – сроки и качество. Либо одно – хорошо, а другое – плохо, либо наоборот, – прокомментировал Александр Лавданский.

 

Вместе на объекте с художественным руководителем из Москвы прибыла его дочь Варя: она в работе отвечает за орнамент. Общения с журналистами девушка корректно избежала, сказав, что «Сан Саныч» все подробно расскажет.

Отметим, в свое время Лавданскому удалось поработать с настоящими легендами, мастерами своего дела. Один из них — иконописец Александр Соколов, которого, к сожалению, не стало в 2015 году. Сегодня дело мастера продолжают его дети: один из которых, Иван Соколов, еще в феврале прошлого года приехал в Волгоград по приглашению Лавданского для работы в храме Александра Невского.

В далеком 1993 Иван впервые попал на работу отца, который в тот момент занимался росписью стен в церкви Царицыно в музее-заповеднике. Тогда мальчику было 5 лет. Там он проводил время, пока его папа был занят, но Иван старался помогать, например, помыть кисти после работы или же принести воду.

 

– А после я просто мотылялся на лесах. Вот такая своеобразная детская площадка это была для меня, – вспоминает Иван.

 

Когда он подрос, участвовать в работе отца не перестал, но несмотря на преемственность, пошел учиться на повара. Но как рассказал Иван, учиться поварскому искусству он отправился только для личного развития. Он отметил, что не считает себя мастером по иконописи: в работе на волгоградском объекте он выполняет другую немаловажную функцию — создает подходящие условия для художников, в нужный момент направляет коллег в ремесле, а также ведет диалог между строителями и мастерами творческой профессии. Но вот о работе отца и Александра Лавданского он говорит только с восторгом.

 

— Вот как Пушкин писал стихи везде и всюду, вот так мой папа рисовал. Самое обидное, что самые великие шедевры были нарисованы чаще всего на салфетке, которую потом уносило ветром. А я сижу и думаю: надо было под стекло и в музей. Так же и Александр Александрович (Лавданский): пока он жив, за ним нужно записывать все, его мастер-классы дорого стоят, благо, сейчас есть техника, чтобы все это запечатлеть, – поделился Иван Соколов.

 

Работы в волгоградском храме еще много, а сроки ставят, со слов мастеров, нереальные. Но художники трудятся в любое время суток. Ночью, правда, говорят на объект не пускают — это небезопасно.

Эпидемиологическая ситуация внесла свои коррективы в работу художников: если вдруг кашель или другие признаки, мастера сразу отстраняют. Еще и некоторым художникам из Украины и Кипра не удалось стать частью команды из-за закрытых границ — это также повлияло на сроки работ. Но затяжная командировка в городе-герое москвичей устраивает, особенно пришлась по душе по-настоящему летняя погода, которая в столице редкость.

 

В рассказе Ивана не раз звучали истории о слаженности их коллектива, участники которого многие годы работают бок о бок.

 

– Я с самого детства во всем этом. Совсем скоро сюда приедет моя старшая сестра, которая присоединится к работе. Мы очень рады, что у нас есть возможность работать в той же сфере, где работал наш отец, у нас есть возможность работать с теми, с кем работал он, – поделился преемник Александра Соколова.

 

Тут Ивану вспомнилась история из детства, когда его отец занимался вместе с Александром Лавданским на Кипре одним объектом. Туда художники отправились с семьями.

 

– В какой-то момент они поняли, что работать с детьми на объекте тяжеловато, поэтому они распределили, кто в какой день работает, а в какой день везет всех детей на море. Во время той командировки нас на море возил и их коллега Алексей Вронский, у которого своих детей-то и не было. То есть это такой суп, где все варились одинаково, – вспоминает Иван.

В финале встречи с корреспондентами Иван рассказал об интересной находке, которую строители обнаружили во время работ на территории будущего сквера — это гранитное надгробие 19 века, на котором помимо фамилии видна надпись: «от благодарных детей».

 

– Довольно символично, – отметил с улыбкой Иван.

 

Сам Иван прибыл в город-герой один, а вот его многие коллеги отправляются в длительные командировки полной семьей. Получив такое тонкое, духовное ремесло по наследству, сегодняшние художники намереваются передать умения дальше, своим детям, которые уже проявляют интерес к делу своих родителей.

Удивительно, но на объекте такого масштаба приходится вести работы с нарушениями системы росписи православного храма. В первую очередь необходимо наносить изображения в наиболее значимой зоне храма — куполе, а здесь только недавно были закончены кровельные работы. Предстоит провести внутреннюю отделку, а только потом допустить к работе художников.

В северной апсиде уже закончена композиция «Воскресенье», а в ближайшее время будет завершено «Рождество Христово», расположенное в южной части здания. Несмотря на то что последняя композиция была начата раньше, здесь у мастеров возникли сложности с дневным светом, поэтому работа затянулась.

Со слов Александра Лавданского, всего в храме роспись стен выполнена не более чем на 30%, поэтому маловероятно закончить работы на объекте до обозначенного срока, заявленного ранее областной администрацией — осени 2021 года.

 

Читать volgasib.ru в