Банк Тинькофф презентовал первый в России сканер номера телефона – но сделал это очень неоднозначным образом
Так, в новом рекламном ролике, призванном продемонстрировать успехи банка в области инновационных сервисов, прослеживается явный намек на поддержку оплаты товаров и услуг мимо кассы. Действие ролика начинается в овощной лавке, где продавщица заботливо демонстрирует картонку с написанным от руки номером мобильного телефона, с помощью перевода на который покупателю предлагается оплатить покупки. Далее покупатель переносится в маникюрный салон и в автосервис, где оплата осуществляется по тому же принципу – с помощью перевода по номеру телефона.
Платежи по номеру телефона привязаны к личному счету клиента банка (в данном случае, продавца овощей, мастера маникюра или автослесаря). Ввиду небольшого оборота предприниматели рассчитывают на то, что у налоговой не возникнет к ним вопросов, хотя судебная практика говорит об обратном: налоговая без проблем может доказать серию подобных поступлений на личный счет гражданина как доход, скрытый от налогообложения, и рекомендует предпринимателям не злоупотреблять такими инструментами, так как в случае проверки с предпринимателя будет взыскан не только неуплаченные налоги – НДС 20% + НДФЛ 13%, но и значительные пени и штрафы.
Кроме того, предприниматели, получая деньги на личную карту, нарушают условия своего договора с банком: в соответствии с пунктами 2.2, 2.3 главы 2 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И “Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов” текущие счета открываются физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.
В то время, как государство тратит значительные средства на упрощение доступа предпринимателей к удобным сервисам, позволяющим с минимальными затратами вести бизнес честно, Тинькофф своими инновациями пытается перечеркнуть эти потуги.
Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов прокомментировал ситуацию: «В данном случае мы видим отнюдь не решение для упрощения жизни предпринимателей и их клиентов, а инструмент, который способствует продолжению работы малого и среднего бизнеса в «серой зоне». На мой взгляд, публичная реклама подобных вещей недопустима. Мы должны стимулировать людей работать честно. Я обязательно обращусь в контролирующие органы с запросом правовой оценки этих роликов».
К слову, значительная часть опрошенных нами предпринимателей сообщили, что не проводят платежи через кассу и не хотят принимать оплату через банковские терминалы не столько из-за налогов, сколько из-за безумных банковских комиссий, которые берут операторы терминалов за эквайринг.
Отметим, что, несмотря на декларируемое банком «удобство» нового сервиса для покупателей и потребителей услуг, опрошенные редакцией респонденты назвали оплату переводом по номеру телефона самым неудобным способом оплаты – по сравнению с оплатой картой, она требует дополнительного времени, сохраняет вероятность ошибки и потери денег, к тому же, при такой оплате невозможно воспользоваться кредитной, корпоративной картой и картой индивидуального предпринимателя. Покупатели выразили надежду, что в дальнейшем все больше предпринимателей будут переходить на цивилизованные и законные формы оплаты.