Какой имидж нужен Волгограду – образ города великого воинского перелома? образ столицы Волги? образ самого молодого старого города России? Эти идеи обсуждались в ходе I международной научно-практической конференции «Альтернативы регионального развития», организованной в рамках проекта «Шабунинские чтения».
С лекцией о городских имиджах выступил академический директор центра социологического образования института социологии РАН Александр Согомонов, чьи лекции пользуются огромной популярностью уже во многих регионах России. В Волгограде, во время небольшого путешествия на катере по Волге, он представил несколько оригинальных версий позиционирования Волгограда. В частности, Александр Согомонов считает, что нынешнему патриотическому имиджу Волгограда могла бы существовать и альтернатива. Например, он может претендовать на роль столицы Волги, так как за пределами города река, практически, прекращается, переходя в дельту. Еще одна интересная идея – имидж «самого молодого старого города». Ведь Волгоград, являясь историческим наследником Царицына и Сталинграда, был разрушен во время войны, и сейчас он является, по сути, новым городом. Таким образом, это пример самого молодого старого миллионника – так как новый город был построен менее 70 лет назад.
Александр Согомонов привел примеры успешных имиджей городов, прежде неизвестных. Ученый считает, что одним из важных инструментов конструирования популярного имиджа является мифотворчество.
Автор проекта «Шабунинские чтения» Дмитрий Грушевский рассказал информационному агентству «Социнформбюро», что миссия проекта – объединить в единое пространство элиты, которые занимаются вопросами модернизации регионов. «Сегодня три сословия, которые занимаются этими вопросами – ученые, бизнес, государственные и муниципальные управленцы. Как правило, их идеи не пересекаются, а идеи ученых и бизнес-элит мало влияют на принятие окончательных решений, которые являются прерогативой государственного и муниципального управления. Мы же хотели бы способствовать созданию в Волгоградской области единого пространства модернизации».
Отвечая на вопрос, почему эта работа идет под именем экс-губернатора Волгоградской области Ивана Шабунина, Дмитрий Грушевский пояснил, что сам Иван Петрович являлся для региона как раз примером консолидирующего начала. Он был и ученым, и государственным руководителем, и менеджером: «Например, все прогрессивное, что появлялось в сельскохозяйственной науке, он помогал быстро внедрять в практику. А интересные практические разработки становились почвой для работы науки».
Кроме того, авторы одноименного проекта убеждены, что судьба Ивана Шабунина, выходца из простой семьи, который дошел до высоких государственных постов, является яркой иллюстрацией полезности и необходимости развития и в современном обществе системы социальных лифтов, которые бы способствовали продвижению на верхние этажи политики и бизнеса людей ярких, талантливых, активных. «Мы хотели бы, в частности, заняться изучением вопроса формирования такой социальной среды, которая дает возможность талантливым профессионалам проявляться и расти», – отметил Дмитрий Грушевский.
Рецепт, по мнению Дмитрия Грушевского, банален, но точен: федерализм, конкурентная политика, конкурентная и незарегулированная экономика.
Эту идею поддержал в своем докладе и президент НПФ «Империя», экс-председатель Волгоградского областного совета Александр Морозов. «Модернизацию делают люди, а людям необходима именно такая среда, где возможно свободное творчество», – отметил Александр Морозов.