Коронавирус в Волгоградской области:
кадры решают

кадры решают

Фото:

ВОЛГОГРАД, «Социнформбюро» /Елена Завьялова/, 9 февраля 2009 г. – Визит Суркова местные «пиарщики» использовали для дискредитации «партии власти». – Выборы депутатов перешли в «организационно-силовую» стадию. – Максим Опалев – будущий мэр Волгограда? 
Суркова помянули «всуе»

На прошедшей неделе в Волгоградской области вновь вспыхнул огонек «информационной войны». Журналисты и СМИ, подчиненные или лояльные мэру Волгограда Р.Гребенникову, запустили в информационное пространство ряд сюжетов, негативных для губернатора Николая Максюты: проблемы в снабжении больниц лекарствами, безработица, права инвалидов-льготников и т.п. Кроме того, в очередной раз был вброшен бродячий сюжет о якобы готовящейся отставке губернатора.

Замечу, что подобная информационная конструкция запускается в Волгоградской области не впервые. Наблюдатели полагают, что на этот раз серия «антиобластных» публикаций вызвана визитом в регион первого заместителя руководителя Администрации Президента РФ Владислава Суркова. А именно – продиктована попыткой «смазать» его положительные, в целом, для областной власти итоги. Ведь на публичном уровне политические дивиденды от визита получил глава региона Николай Максюта. В его пользу говорила политкорректность визита: отсутствие чрезвычайных событий и заявлений, публичной критики, соблюдение протокола встреч, что подразумевало сначала общение с губернатором, председателем думы, партией, а уже потом с остальными. 

Критические публикации, намеренно или нет, попытались развеять это благостное впечатление. Сам же знаменитый российский политик и политтехнолог стал в информационной игре местных старателей чем-то вроде «втулки», с помощью которой накануне посевной в местной МТС отчаянно пытаются запустить развалившийся трактор – полюбившееся представление узкого круга пиар-работников о будто бы «гонимом» губернаторе. 

Трудно не понять, что дезинформирование местной элиты накануне выборов в областную думу и очередная прокачка сюжета «отставки губернатора» – интрига не московского, а местного розлива. Ведь дезорганизация элиты работает против «Единой России», в победе которой заинтересованы Путин и администрация президента. А в нынешней кампании, где Максюта и его первый «зам» Владимир Кабанов позиционировали себя с «ЕР», подрыв их политического авторитета играет и против партии, демобилизует глав муниципалитетов и все местное vip-сообщество, от которых в значительной степени зависят итоги голосования. 

Оргметоды вместо героя

В организационно-силовую стадию вступила кампания по выборам депутатов областной думы. С предвыборной дистанции снят выдвиженец «Справедливой России» Виталий Шестаков. Депутату и экс-руководителю фракции «ЕР» в областной думе, вменили в вину, что являясь членом «Единой России», он выдвинулся кандидатом в депутаты от другой партии, что законодательством запрещено. 

Можно прогнозировать, что это не последнее организационно-силовое решение. И продиктовано оно несколькими причинами. Во-первых, трудностью проведения кампании «партии власти» в условиях финансового кризиса, нарастания протестных настроений, карту которых активно разыгрывают в области КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». КПРФ 31 января провел митинги «Открытый микрофон» с критикой экономической политики Кремля. ЛДПР, устами Жириновского, клеймит в местном эфире финансистов и банкиров. 

Еще одним обстоятельством, провоцирующим педалирование оргметодов в кампании, является ее информационная слабость. PR-составляющая могла бы в значительной степени компенсировать не всегда эффективную расстановку кандидатов по округам. Однако отменно загримированные лица кандидатов, обилие общих слов и парадно-лозунговый характер пропаганды, замеса 2007 года, вряд ли вызывает доверие у масс граждан, стоящих перед угрозой потери работы, заработков и неизвестностью будущего своих семей. 

Справедливости ради надо сказать, что подобными изъянами страдают информационные кампании всех партий, участвующих в гонке. Что в целом свидетельствует об информационном кризисе. Как и потребитель, привыкший к вольготной жизни на кредитах, пиар-сообщество, убаюканное лояльным по отношению к власти общественным мнением последних лет, идет все теми же проторенными стандартными тропами. Ведь прежде пиарщикам не требовалось особого профессионализма, чтобы «освоить» предвыборный бюджет и создать видимость бурной деятельности. Теперь же необходимо искать на теле каждого избирателя рефлекторные точки, а не бить его обухом по голове старыми слоганами официальной пропаганды. 

Анализ партийной агитации показывает, что практически все кандидаты работают по кальке лучших времен, как будто не замечая вызовов нового времени и конкретной человеческой боли. Между тем, на прошлой неделе прокуратура подвела первые итоги горячей линии по вопросам исполнения трудового законодательства. Зафиксированы случаи невыплаты заработной платы, задержка выдачи трудовых книжек после увольнения. Однако большинство кандидатов в депутаты, если верить телероликам, живут в какой-то одной им известной параллельной реальности уже почти наступившего «светлого будущего». «Мы сможем все, когда едины!», «Мы – за «Справедливую Россию»!», «С верой в будущее», «За словом – дело!» – этот видеоряд скорее имеет эффект сериала про инопланетян. В качестве времяпрепровождения у телевизора – почему бы и нет… Ведь про инопланетян тоже интересно. 

Любой кризис – эпоха героев. Кампания по выборам в облдуму не успела или не смогла на это отреагировать, по-прежнему транслируя видеоряд функционеров. Роль волгоградских шварценеггеров и героев в местных рекламных роликах компенсируют Медведев, Путин и Жириновский. 

Новые русские комсомольцы – кадровый резерв Кремля 

Любопытная кадровая тенденция проявила себя на минувшей неделе. Помощником губернатора стал известный спортсмен, герой олимпийских игр в Пекине Максим Опалев. Слухмейстеры утверждают, что Опалев, при определенной пиар-раскрутке, вполне мог бы в недалеком будущем претендовать на пост мэра Волгограда. 

А почему бы нет? Имидж чемпиона, сильного человека, героя вполне соответствует имиджу Волгограда – города-героя, города-борца. Опыт заместителя председателя важной федеральной структуры – зампреда комиссии спортсменов Олимпийского комитета России. Плюс немного административного статуса, коммуникабельность, лояльность, отсутствие политических противоречий и сильных врагов. Все это, вкупе с активностью, вполне могло бы дать Опалеву отличный политический старт. А борцовских качеств, как любому олимпийцу, ему не занимать. Опять же молодость – еще одно модное качество в нынешней кадровой политике России. 

Кстати, это уже не первый, и не только волгоградский, кадровый опыт подобного рода. Спортсмены сегодня идут в политику не менее активно, чем в бизнес. Алина Кабаева – депутат госдумы. Татьяна Лебедева – кандидат в депутаты областной думы. Олег Гребнев – первый заместитель председателя областного комитета по физической культуре и спорту. 

Так что слухмейстеры могут оказаться не так уж далеки от реального хода событий. Как известно, инициированные Дмитрием Медведевым новые федеральные законы значительно облегчают процесс отставки глав муниципалитетов, что запускает механизм перманентной ротации мэров. На кого их менять? По жанру кризисного времени и современной кадровой политики – на героев: молодых, сильных, энергичных. 

Не имея большого политического опыта и глубоких связей с теми или иными группами, герои будут востребованы и финансово-промышленными группами, имеющими экономические интересы в городах. Ведь на таком политике, практически как на белом листе бумаги, можно будет написать практически любое желание. 

Более удобен новый кадровый замес и Кремлю. Молодые успешные герои-чемпионы могли бы создать позитивное восприятие власти населением. Оно уже подустало от «опытных хозяйственников», «профессионалов», юристов и их детей. Герои же, психологически стыкующиеся с трудным временем, могли бы привнести не только надежду на спасение, но и эффект новизны. Что только добавит огоньку в старых отношениях власти с народом. И, заметим еще раз, преимущество «белого листа», – кадров, не привязанных жестко к местным номенклатурно-партийным группам, а значит для федерального центра такие будут более управляемы и подконтрольны. 

Тенденция омоложения политики проявилась на минувшей неделе и в активизации молодежных движений. Рожденные еще при экс-мэре Евгении Ищенко «Новые люди» на Мамаевом кургане 2 февраля акцию «Возвратим Отчизне Сталинград». Акцию «Волгоград без взяток!» провело новое общественное молодежное объединение, созданное, по версии его создателей, для борьбы с этим злом. 

Если оставить в скобках конкретный политический «заказ», стоящий за этими акциями, то активизация молодежи – не случайная политическая тенденция. «Поколение Пепси», выросшее на молоке рекламной идеологии «Бери от жизни все!», тоже хочет работы, денег и власти. Однако традиционная кадровая политика дает мало шансов получить все это в короткие сроки. Классический путь на олимп слишком долог, требует больших связей и больших денег. Не удивительно, что в компенсацию этого недостатка в обществе вырабатывается альтернативный механизм реализации интересов молодежи – она, как в свое время пролетарии всех стран, объединяется, самоорганизуется и не входит, а врывается в довольно консервативное и инертное региональное политическое пространство. 

Можно прогнозировать, что покорение начнется с должностей в оппозиционных партиях правого толка, а также с кабинетов муниципальных органов власти. Поскольку федеральный олимп – слишком высок, а региональная власть находится, в основном, под контролем федерального центра и крупных экономических групп. Муниципалитеты, районные и городские думы – более маргинализированы. 

Не исключено, что Волгоград, известный тем, что именно здесь в первый раз проявляли себя многие новые политические тенденции, вновь продемонстрирует образец политавагнагрда. На замену врачам, учителям и юристам придут новые русские комсомольцы – герои-антикоррупционеры, олимпийцы и просто красавицы.