Оппозиционные партии пытаются расширить электоральную базу за счет педагогов
Волгоградские коммунисты одержали победу в маленькой молниеносной войне в Ольховском районе Волгоградской области – по поводу увольнения директора одной из школ. Это свидетельствует о попытке оппозиционных партий расширить и упрочить свою электоральную базу за счет одной из бюджетных групп – работников образования.
Пресс-служба Волгоградского обкома КПРФ сообщила о том, что Волгоградский областной суд вынес решение о пересмотре дела бывшего директора Гусевской средней школы Галины Карповой. Она была освобождена от занимаемой должности без объяснения причин вскоре после выборов в органы местного самоуправления, которые состоялись осенью минувшего года. Прессинг ощутили директора четырех школ Ольховского района. Депутаты-коммунисты Волгоградской областной думы связали эти события с тем, что во время выборов педагоги заняли позицию, неугодную местным властям.
Чтобы защитить Галину Карпову, депутаты-коммунисты облдумы направили запросы в прокуратуру. Об этом сообщила депутат Тамара Головачева. Прежде Ольховский районный суд признал увольнение Карповой правомерным. Однако областная инстанция отменила решение, и теперь должно состояться новое рассмотрение.
Вопросы бюджетных организаций в последнее время поднимаются волгоградскими коммунистами не впервые. На заседании Ассоциации депутатов-коммунистов, которое состоялось в конце минувшего года, была поставлена задача «выступать категорически против закрытия школ и больниц в селе». Такая тактика может иметь результатом увеличение сторонников КПРФ не только среди сельского населения в целом, но, прежде всего, в среде учителей и младшего медицинского персонала, которые рискуют потерять работу и стабильный доход.
Маленькая победоносная война, которую провели волгоградские коммунисты в Ольховке, несет ряд политических дивидендов. При минимуме физических и финансовых затрат, она повышает популярность КПРФ не только в Ольховском районе, но и в среде учительства в целом. Поскольку «дело Ольховских учителей» довольно активно освещалось пресс-службой обкома партии и в СМИ, то можно рассчитывать, что правозащитные усилия КПРФ не остались не замеченными педагогической аудиторией.
В то же время, PR-эффект в учительской среде достигнут с минимум усилий. Ведь это не потребовало ни финансовых затрат, ни какой-то масштабной законотворческой деятельности по изменению условий существования всех работников системы образования.
Коммунисты – не единственные, кто сегодня пытается в Волгоградской области побороться за учительскую аудиторию. «Справедливая Россия» взялась, например, собирать обращения к Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину с требованием об увеличении зарплаты бюджетников. Если оставить за рамками борьбу за народное дело, то тоже не слишком пыльный способ обретения популярности в учительской среде. Кто же не подпишется под тем, чтобы получать больше денег? Под этим подпишется даже простой российский олигарх.
О том, что акция имеет политический подтекст, косвенно свидетельствует, что попутно «Справедливая Россия» критикует своего парламентского старшего брата, «Единую Россию», которая, что возмущает Михеева, не предусматривает даже индексации зарплаты бюджетников в 2010 году.
Борьба оппозиционных партий за бюджетников закономерна. Результаты выборов для КПРФ и «Справедливой России» оставляют желать лучшего. Волгоградская область, которую традиционно относили к красному поясу, показывает в последние годы все более белые результаты.
Причины не только в пресловутом «админресурсе» и пропагандистском давлении первой кнопки страны. Прежняя электоральная база коммунистов стареет и, увы, умирает, то есть количество их сторонников переживает «естественную убыль». Поэтому интерес КПРФ к укреплению своих позиций в новых электоральных группах естественен. У «Справедливой России» борьба за влияние на бюджетников обоснована, напротив, с молодостью партии.
Для увеличения представительства своих партий во власти и тем, и другим необходимо расширить свою электоральную базу. Учительская группа является одной из оптимальных целей для того. Причин несколько.
Первое – учителя хотя и несколько поправили свое финансовое положение, но, в основной массе, по-прежнему небогаты. В отличие от медиков, они получили от государства и «партии власти» меньше преференций в результате реализации приоритетных национальных проектов. А значит, педагоги по-прежнему не чужды левых идей.
Второе – удобство работы с массами. Учительские коллективы – большие, компактные и, как правило, консолидированные, что снижает расходы на «горючку» и не требует таких больших усилий, как, скажем, тактика «от дома к дому».
В-третьих, работе с учительством способствует политический трэнд 2010 года, который президентом объявлен Годом учителя. Президентское добро на помощь учительству позволит оппозиционным партиям маскировать политическую борьбу под заботу о педагогах.
Таким образом, можно прогнозировать, что учителям в Год учителя предстоит учить уставы самых разных партий. При грамотной работе и наличии у партий целеустремленности, это способно в перспективе увеличить представительство «левых» партий в местных органах власти, а также может ослабить электоральную монополию «Единой России» в преддверии выборов в государственную думу и выборов президента страны.