Опыт волгоградских ТОСов признан одним из лучших

Опыт волгоградских ТОСов признан одним из лучших

Опыт волгоградских ТОСов признан одним из лучших
Фото:

Представители более 40 регионов страны съехались в нашу область, чтобы поделиться опытом и перенять наработки своих коллег. В Волгограде прошел Всероссийский семинар по организации территориальных органов самоуправления.

То, что семинар проводится в Волгоградской области, – не случайность. Именно наш регион стал одним из первых в стране развивать тосовское движение. Сегодня у нас в органах местного самоуправления состоит более 1 миллиона человек.

Глава администрации Волгоградской области Анатолий Бровко сказал: «Очень почетно, что проходит это совещание у нас. Для нашей страны ТОСы – это не инородное тело. Это положительные тенденции в развитии правового государства, демократических начал».

ТОСы – это не государственная, а народная власть, подчеркивали участники совещания. Они объединяют местных активистов, которые пытаются изменить к лучшему жизнь в своем дворе, городе или селе. Тосовцы действуют на общественных началах и сами выбирают, куда приложить свои силы. Будь то, к примеру, благоустройство, помощь ветеранам или организация досуга для молодежи.

«ТОС – это субъект, ТОСы – это не публичная власть, а власть общественная, и пусть они не имеют налоговой базы, государственного принуждения, правотворческой деятельности, но их инициатива достаточно действенна», – рассказал Игорь Бабичев, руководитель аппарата комитета по вопросам местного самоуправления ГД ФС РФ. Как показывает опыт Волгоградской области, сегодня общественное самоуправление, действительно, способно решать многие проблемы на местах. Так, Нина Дерябина организовала один из первых ТОСов в Кумылженском районе. Сначала жители скептически относились к новой идее. Но когда силами активистов в селе был восстановлен сгоревший Дом культуры, ряды тосовцев стали пополняться. Движение окрепло. И сейчас здесь уже начинают замахиваться на решении более глобальных задач.

«Мы хотим войти в федеральные проекты, чтобы начать малоэтажное строительство. У нас в селе много крупных фермерских хозяйств. У нас село омолаживается, в прошлом году сыграли 6 свадеб, родилось 5 малышей, а жить негде», – говорит Нина Дерябина. Надо отметить, что в нашей области тосовское движение активно поддерживается региональной властью. Речь идет как о финансовой помощи, так и правовой, методической, организационной.

Говорилось об объеме полномочий ТОСов. Ирина Белых, представитель делегации г. Москва, рассказала: «В Москве эти полномочия отличаются. Но, тем не менее, их достаточно. Отданы и часть хозяйственных вопросов, и организация досуга, и вопросы комиссий по делам несовершеннолетних, опеки, призыв. ТОС может помогать, может тормозить. Может принимать участие в самом тяжелом вопросе – разработке градостроительного плана». О законодательном обеспечении реализации реформы местного самоуправления на территории Волгоградской области на семинаре подробно рассказал депутат областной Думы, руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Булгаков.

Волгоградская областная Дума в числе первых законодательных собраний субъектов РФ еще в 1994 году приступила к разработке законов об организации местного самоуправления на территории региона. Подготовительную работу в соответствие с новым ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» начали еще депутаты областной Думы второго созыва. Они же приступили к масштабной разъяснительной работе среди населения, рассказывая своим избирателям о том, какие полномочия теперь будут иметь органы местного самоуправления. После вступления в силу федерального закона перед депутатским корпусом областной Думы встала задача законодательного обеспечения проводимой реформы, проинформировал Сергей Булгаков.

Всего в регионе сейчас около 1200 ТОСов. Каждому ежегодно из областного бюджета на решение местных проблем напрямую выделяется финансовая поддержка. Эта же схема применяется для поддержки личных подсобных хозяйств (ЛПХ). По инициативе ТОСов действуют специальные кооперативы, которые принимают у фермеров молоко и мясо. На эти цели из бюджета области также выделяются средства. Эти средства тоже идут на поддержку территориального общественного самоуправления.

«Понимая, с какими трудностями сталкиваются муниципалитеты при реализации закона о местном самоуправлении, депутаты Волгоградской областной Думы, объединив усилия с органами местного самоуправления, специалистами администрации и контрольно-счетной палаты Волгоградской области, разработали ряд документов, направленных на то, чтобы финансовое обеспечение местного самоуправления соответствовало возложенным на них полномочиям, – рассказал Сергей Булгаков. – Это – закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями Волгоградской области по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности поселений», новая методика межбюджетных отношений в Волгоградской области, предусматривающая принципиально иной подход к формированию фондов финансовой поддержки муниципальных образований и распределения из них дотаций, исходя из различий в стоимости бюджетных услуг и с применением коэффициентов их удорожания. Такие меры позволяют стимулировать экономное использование муниципальными образованиями бюджетных средств, повысить сбор налогов на территориях. Депутатский корпус поставил перед собой задачу проводить разъяснительную работу среди руководителей муниципальных образований, отвечать на вопросы, возникающие в ходе проведения реформы. Для органов местного самоуправления проводятся семинары, цель которых – обсуждение вопросов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области в ходе реформы местного самоуправления. Такие семинары готовятся и проводятся при непосредственном участии фракции «Единая Россия» Волгоградской областной Думы и Ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области».

Областными законодателями и исполнительной властью региона проделана огромная работа по реализации принципов местного самоуправления в Волгоградской области. На местах стали привыкать к самостоятельности. Но чтобы сделать местное самоуправление по-настоящему эффективным, необходимо решить вопрос о его финансовой обеспеченности, верно оценив объемы расходных обязательств муниципалитетов. Необходимо заинтересовать муниципалитеты в развитии собственной экономической базы, подчеркнули участники семинара.

Представители разных делегаций обсудили общие для местного самоуправления проблемы. Все предложения планируется проработать и направить в Государственную Думу в виде инициатив.

«Участники семинара были единогласны в том, что Волгоградская область – лидер в реализации 131-го федерального закона, – прокомментировал председатель Волгоградской областной Думы Владимир Кабанов. – Об этом свидетельствует и масштабность работы, и финансовая поддержка. Четыре года в области проводится конкурс «Лучшее территориальное общественное самоуправление года». За это время призовой фонд вырос с 30 до 170 миллионов рублей».
Программа трехдневного семинара не была ограничена только теоретической частью. Участникам семинара было предложено посетить районы Волгоградской области, чтобы познакомиться с работой ТОСов на практике.

Источник:
Пресс-служба
Волгоградской областной думы
www.volgoduma.ru
Читать volgasib.ru в

Волгоград – середнячок российского жилищного строительства Анализ рейтинга ввода жилья в 2024 году Волгоград занял 60-ю строчку в общероссийском рейтинге ввода жилья по итогам 2024 года. С показателем 0,567 кв. м на человека город оказался в середине списка, значительно уступая лидерам, но опережая аутсайдеров жилищного строительства. Лидеры и лузеры строительного рынка Как свидетельствуют данные исследования РИА Новости, абсолютным чемпионом по темпам жилищного строительства вновь стал Краснодар. Здесь на каждого жителя приходится 2,34 кв. м нового жилья. Впечатляющий рывок совершил Грозный, поднявшись на второе место с показателем 1,98 кв. м/чел. и увеличив объемы строительства в полтора раза по сравнению с предыдущим годом. Замкнул тройку лидеров Кызыл, где ввод жилья вырос вдвое, достигнув 1,76 кв. м на человека. На другом полюсе оказались: Мурманск (0,06 кв. м/чел.) Магадан (0,07 кв. м/чел.) Новокузнецк (0,09 кв. м/чел.) Отрасль в минусе Общероссийские показатели жилищного строительства в 2024 году продемонстрировали спад: введено 107,8 млн кв. м жилья, что на 2,4% меньше, чем в 2023 году. Особенно заметно сокращение в крупных городах — здесь падение составило 6,6%. Из 100 крупнейших городов только в 17 удалось преодолеть рубеж в 1 кв. м на человека (годом ранее таких было 19). Почему Волгоград в середине? Эксперты указывают на несколько факторов, сдерживающих развитие жилищного строительства в Волгограде: Дефицит инвестиций в сравнении с городами-лидерами Менее благоприятные экономические условия для застройщиков Консервативный рынок недвижимости При этом отмечается, что показатель города соответствует общероссийской тенденции и отражает стабильность, а не кризисные явления. Что в перспективе? Аналитики прогнозируют, что в 2025 году Волгоград может несколько улучшить свои позиции благодаря реализации ряда крупных проектов. Однако для выхода в лидеры рейтинга потребуются серьезные инвестиции и изменения в градостроительной политике. “Нынешняя позиция Волгограда отражает баланс между развитием и имеющими ограничениями, — комментирует эксперт по недвижимости Андрей Семёнов. — Город не скатывается в аутсайдеры, но и рывка, подобного Грозному или Кызылу, пока не совершает”.