Весь март длилось судебное разбирательство по иску бывшего мэра Волгограда Романа ГРЕБЕННИКОВА, которого в конце февраля досрочно отрешил от должности губернатор региона Анатолий БРОВКО, вменив неисполнение в срок девяти судебных решений. Что думают об этом участники процесса и эксперты?
Роман ГРЕБЕННИКОВ,
отрешенный мэр Волгограда
– Обсуждать решение суда я не имею права. Буду обжаловать его в конституционном порядке. Скорее всего, было давление со стороны губернской власти. Надеюсь, что я не прав. И еще надеюсь, что в высших судебных инстанциях объективность будет выше, чем в местных.
Что касается происходящей в Волгограде отмены выборов главы города, то как я могу позитивно относиться к тому, что у людей отнимают право выбора? Конечно, плохо к этому отношусь. Выборы в муниципалитеты все равно вернутся, как только партия снова вернется к выборам по одномандатным округам, а это произойдет, когда она почувствует, что теряет власть, что популярность ее и падает. Чтобы спасти свою власть, ей снова потребуются личности, популярные и уважаемые населением.
Игорь МАКСИМЧУК,
бывший начальник управления по жилищной политике
администрации Волгограда
(уволен новой администрацией Волгограда за «однократный прогул» за два дня до выступления на суде в качестве представителя. На суде выступал свидетелем):
– Категории льготников, об обеспечении которых жильем идет речь, это инвалиды, участковые милиционеры и сироты. Ситуация ведь в чем? По закону, предоставление жилья всем таким категориям не относится к вопросам местного значения. Инвалиды, по закону, обеспечиваются субъектом федерации, то есть областью. Региональный закон должен определить порядок, но такой закон не принят и не принимается.
Участковые уполномоченные милиционеры обеспечиваются, как было прежде, за счет органов государственной власти и органов местного самоуправления. Суды почему-то первую строчку, государственная власть, «не видят» и принимают решения по органам МСУ. Мы исполняем, а уже потом судимся с государственными ведомствами, суды выигрываем. Но прежде должны успеть исполнить решение суда. Кстати, новый закон о полиции, который начал действовать с 1 марта, такого обязательства для муниципалитетов больше не содержит. А суды как решают? Вы исполните, а уже потом – опять же через суд! – выясняйте отношения с другими ведомствами…
Вообще в этих вопросах ситуация примерно одинаковая по всей стране. Поэтому Россия и является субъектом критики в европейском суде по правам человека за неисполнение решений судов. Но чтобы исполнять, нужно четко определить расходные полномочия, а их недостаточно.
Руслан ГУСЕВ,
адвокат Романа Гребенникова:
– Безусловно, решение районного суда будет обжаловано. Думаю, оно не совсем обосновано. Наша позиция основана на праве, на законе, мы произвели тщательный анализ каждой ситуации и очень педантично детализировали исполнение решений судов. Я считаю, что анализ говорил, что действия мэрией предпринимались.
Кроме того, статья 74 131 федерального закона, согласно которой производится отрешение от должности, применяется в экстренных случаях. Я считаю, что такой экстренной необходимости в нашей ситуации не было. По закону, это касается вопросов национально безопасности, целостности РФ, существенных нарушений прав. Ни одного из данных оснований не было. К тому же, у губернатора еще имелась возможность обратиться в гордуму с претензиями, но, видимо, этот путь он посчитал слишком долгим и сложным.
По сути, сейчас происходит системный слом органов местного самоуправления, введение института сити-менеджера. Де-факто временная администрация Волгограда уже полностью контролируется администрацией области. Все это ведет к монополизации власти в регионе, и здесь решение губернатора носит идеологический характер. Я убежден, что монополизация власти ни к чему хорошему не приведет.Очевидно, дело еще и в том, что та конкуренция, которая существовала при Романе Георгиевиче Гребенникове, выявила недостатки не только со стороны города, но и со стороны региональной власти. Думаю, это в значительной степени не устраивало действующего губернатора, что и подтолкнуло его к устранению своего политического противника. А те девять решений судов являются прикрытием. Всем уже достаточно понятно, что при принятии такого решения губернатор руководствовался не решениями судов, а политической целесообразностью.
Наверняка нам и обществу потребуется какое-то время, чтобы понять, что монополизация власти и превращение в ее в конечную вертикаль, со сносом всего разнообразия местного самоуправления, путем нарушения европейской хартии местного самоуправления – все это приведет к тому, что власть будет все менее и менее эффективна. Что она будет все менее и менее отвечать интересам и чаяниям людей. Теперь у губернатора практически полностью развязаны руки, и системной критики с его стороны в адрес города, наверное, не будет. Но мы должны пережить этот сложный период, и через год-два все восстановится.
Решение суда обжалуем в кратчайшие сроки. Не строим иллюзий на возможность реализации наших прав на территории Волгоградской области. Если потребуется, обратимся в Верховный суд. Считаем, что право на нашей стороне, и закон тоже на нашей стороне.
Михаил ВИНОГРАДОВ,
президент фонда «Петербургская политика»
– Внутриэлитный конфликт, который существует в Волгоградской области, безусловно идет в ущерб власти. С одной стороны, губернатор, который недостаточно открыт и популярен. С другой, мэр, который пользовался определенной поддержкой населения и, в общем, не был, думаю, для людей мэром-аллергеном. Конечно, кризис во власти осложняет ситуацию, если учесть, что скоро должны состояться крупные федеральные выборы.
Что касается изменения системы управления муниципалитетами, то да – вариант сити-менеджера федеральной властью сейчас скорее приветствуется. Думаю, пока он не имеет под собой положительной практики, какого-то хорошего опыта. Тем не менее, в свете существующего федерального приоритета, в нынешнем раскладе позиции у Романа Гребенникова не выигрышные. Но жизнь не кончается… Что касается, самой по себе смены власти в Волгограде, то электоральная рана скоро заживет.
В администрации Волгоградской области судебный процесс и ситуацию не комментируют.