Председатель комитета экономики администрации Волгоградской области Роман БЕКОВ: “Задача – выйти в 2010г. на докризисный уровень развития”

Председатель комитета экономики администрации Волгоградской области Роман БЕКОВ: “Задача – выйти в 2010г. на докризисный уровень развития”

Председатель комитета экономики администрации Волгоградской области Роман БЕКОВ: “Задача – выйти в 2010г. на докризисный уровень развития”
Фото:

В посткризисное время Волгоградской области предстоит решить ряд важнейших задач. В частности, создать условия для развития экономического потенциала, обеспечить бюджетную самодостаточность, повысить инвестиционную привлекательность. О том, как будут решаться эти задачи, какие условия для этого созданы, а также о среднесрочной перспективе социально-экономического развития региона и итогах первого полугодия в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал председатель комитета экономики администрации Волгоградской области Роман БЕКОВ.

– Роман Сергеевич, как Вы оцениваете итоги социально-экономического развития региона в первом полугодии? Удалось ли сохранить динамику роста, намеченную в начале года?

– Я бы оценил итоги первого полугодия социально-экономического развития региона со сдержанным оптимизмом. С одной стороны, статистические данные, безусловно, демонстрируют рост показателей. С другой стороны, мы понимаем, что существует ряд проблем, которые необходимо решить для достижения устойчивой положительной динамики и стабильности в экономике области.
В первом полугодии этого года возросли объемы производства в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2009 года промышленной продукции на 6,3%; инвестиций – на 4,4%; продукции сельского хозяйства – на 11,3%; оборота розничной торговли – на 10,4%; объема платных услуг населению – на 1,7%.

Сравнение показателей индекса промышленного производства Российской Федерации и Волгоградской области показывает, что в области рост составил 6,3% против 10,2% в РФ и это связано со структурой промышленного производства. По добыче полезных ископаемых произошло снижение объемов производства на 2,3% в связи с естественным процессом обводнения как отдельно взятых скважин, так и залежей в целом.

Предприятиями нефтедобычи для поддержания и увеличения уровня добычи нефти проводится комплекс мероприятий, направленный на повышение нефтеотдачи пластов, осуществление геологоразведочных работ, открытие новых месторождений. Снижение в добыче полезных ископаемых компенсируется за счет роста в обрабатывающих производствах на 8,8% против уровня первого полугодия 2009 года.

Наблюдалось увеличение продукции в обрабатывающих производствах за счет роста на 6,3% на предприятиях металлургического производства, 7,6% – химического, 16,8% – текстильного и швейного производства, производства электрооборудования – на 33,2%, выпуска транспортных средств и оборудования – на 29,7%.

Объем отгруженных товаров в промышленности составил 205,3 млрд рублей, в том числе в обрабатывающих производствах – 166,6 млрд рублей, добыче полезных ископаемых – 13,06 млрд рублей, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 25,6 млрд рублей.
За первое полугодие 2010 года прибыль прибыльных предприятий выросла на 46,5% по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года.

Благодаря принятым мерам по снижению напряженности на рынке труда у нас резко сократился уровень безработицы. Так, число зарегистрированных безработных в начале года составило 36,5 тыс. человек, за январь-июнь – – 27,1 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению составил 2,07%, снизившись на 0,04 процентного пункта.
В то же время у нас по всем крупным предприятиям имеются заявки на вакансии. Число вакантных рабочих мест на начало июля составляет порядка 29 тыс.

Номинальные денежные доходы на душу населения в первом полугодии текущего года составили 115,1% к соответствующему периоду 2009 года. Рост среднемесячной заработной платы составил 8,5% соответственно. Просроченная задолженность по заработной плате по предприятиям, не являющимся банкротами, составляет 17,4 млн рублей.

– Роман Сергеевич, как темпы экономического роста отразились на бюджете региона? Насколько снижена его напряженность?

– В оценке уровня исполнения бюджета по доходам мы исходим из того, достигнут ли уровень докризисного 2008 года. В январе-июне текущего года объем налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет составил 27,7 млрд рублей против 23,9 млрд рублей в январе-июне 2008 года. При этом рост по сравнению с первым полугодием прошлого года составил 1,3 раза.

Всего за этот период на территории Волгоградской области мобилизовано налоговых и неналоговых доходов во все уровни бюджетов и государственные внебюджетные фонды 51,7 млрд рублей, в том числе в федеральный – 11,9 млрд рублей, консолидированный бюджет с учетом безвозмездных поступлений – 35,6 млрд рублей, государственные внебюджетные фонды – 12,1 млрд рублей.
Вместе с тем проведенный нашим комитетом анализ показал, что в регионе есть огромный нереализованный потенциал по наполнению областного бюджета, в том числе посредством земельно-имущественных отношений.

На начало года в налоговые органы поступили сведения по 497,8 тыс. земельных участков. При этом целый ряд участков не попал под налогообложение из-за отсутствия кадастровой стоимости. Так, по состоянию на 1 июля 2009 года 15,7 тыс. участков не имели кадастровой стоимости. Кроме того, отсутствуют сведения о правообладателях земельных участков и их долей, земельные участки используются без правоустанавливающих документов.

Такая же неблагополучная ситуация и по налогу на имущество. Использование объектов недвижимого имущества без ввода в эксплуатацию, без оформления права собственности на них значительно занижает налоговую базу. Кроме того, есть проблемы с предоставлением сведений от органов технической инвентаризации. На начало массовой печати уведомлений налоговые инспекции обладали только 57% сведений от необходимого их числа.

В настоящее время для формирования актуальной налоговой базы в муниципалитетах работают комиссии, которые проводят инвентаризацию, учет всей недвижимости и земельных участков. Работу по наведению порядка в этой сфере планируем завершить к концу текущего года.

По нашим предварительным расчетам, полный учет объектов по налогам на землю и имущество, проведение переоценки кадастровой стоимости земель населенных пунктов, промышленности, транспорта и связи, переход на налог на недвижимость позволит к 2013 году довести объем доходов Волгоградской области по всем этим налогам до 5 млрд рублей.

– Администрацией Волгоградской области был разработан комплекс мер, направленных на снижение негативных последствий кризиса, включающий также и конкретную помощь предприятиям. Как бы Вы определили текущую работу власти в этом направлении? Насколько сохранилась ее актуальность?

– В областной администрации действует комиссия по обеспечению стабильного функционирования экономики и социальной сферы под руководством губернатора Анатолия Бровко. На комиссии утвержден план мероприятий по реализации программы антикризисных мер и политики модернизации региональной экономики на 2010 год. В рамках его реализации выполняются обязательства по социальной защите и обеспечению занятости населения, поддержке реального сектора экономики, малого и среднего предпринимательства, оптимизации бюджетных расходов, активизации банковского сектора по кредитованию юридических и физических лиц.

Для поддержки промышленных предприятий, испытывающих трудности в период кризисных явлений в экономике, в 2009 году был принят закон "О государственной поддержке промышленных предприятий на территории Волгоградской области", предусматривающий субсидирование за счет областного бюджета процентной ставки по кредитам, полученным предприятиями в российских банках. В 2009 году за счет средств областного бюджета промышленным предприятиям перечислено 19,6 млн рублей, в 2010 году предусмотрено финансирование в размере 28,43 млн рублей.

Субсидирование процентной ставки позволило предприятиям эффективно использовать средства на закупку сырья, решить вопросы своевременной выплаты заработной платы, сократить задолженность перед поставщиками, а также способствовало увеличению объема производства. Так, в первом полугодии 2010 года увеличился выпуск стальных труб более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Осуществлена модернизация и диверсификация производства асбестовых технических изделий с освоением новых видов продукции.

По инициативе губернатора и при полной поддержке депутатов Волгоградской областной думы в настоящее время готовятся изменения в закон о государственной поддержке промышленных предприятий в части расширения круга субсидиантов. Так, получателями субсидий станут не только промышленные предприятия, но и строительные организации. Кроме того, субсидии будут выделяться не только на пополнение оборотных средств, но и на приобретение основных средств.
Сейчас прорабатывается вопрос увеличения объемов субсидирования за счет областного бюджета промышленным предприятиям и строительным организациям до 150 млн рублей.

Кроме того, ряду предприятий в рамках регионального закона были представлены государственные гарантии при получении кредитов. В 2010 году в перечень получателей государственных гарантий Волгоградской области включены ООО "ТопАгро" (объем госгарантии – 67,2 млн рублей), ОАО "ВЗ "ЖБИ-1" (200 млн рублей), ЗАО "Юнижстрой" (42,8 млн рублей), ООО "ПСК "Евро-Дом" (63,65 млн рублей). Госгарантию на 192,8 млн рублей уже получил ЖБИ-1 и на 60,65 млн рублей – компания "Топ-Агро".

– Волгоградские законодатели в марте этого года приняли новый закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности". В чем его главные особенности?

– Одна из главных задач, поставленных губернатором Волгоградской области, – привлечение инвестиций. При анализе существующей законодательной базы было выявлено, что область в этом направлении отстает от соседних регионов в Южном федеральном округе. Для изменения ситуации и улучшения условий для реализации инвесторами своих проектов на территории области и был принят этот закон.

Основной его особенностью является установление иных условий и требований для получения инвесторами государственной поддержки. Ранее было пять видов такой поддержки, теперь десять. В частности, инвесторам предоставляются налоговые льготы и сниженные налоговые ставки; они освобождаются от платы за аренду земельных участков, находящихся в областной собственности.

Кроме того, предусматривается оказание таких форм поддержки, как предоставление льгот при аренде объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности; возмещение из областного бюджета разницы процентных ставок по кредитам, полученным в российских банках под реализацию проектов; обеспечение земельных участков инженерными коммуникациями.

Новый закон упрощает порядок согласования запуска инвестиционных проектов и получения права на господдержку в отличие от ранее установленной многошаговой процедуры, позволяет активнее стимулировать инвестиционную деятельность в регионе и способствовать увеличению промышленного потенциала. В нынешних условиях инвестор один раз представляет заявку и пакет необходимых документов. На их основании при положительном решении коллегиального органа – областного совета по инвестициям – между инвестором и областной администрацией заключается инвестиционное соглашение, дающее право на государственную поддержку. Налоговые преференции инвесторам предусмотрены на срок окупаемости проекта, но не более чем на 5 лет.

По предварительным данным, инвестиционные соглашения будут заключены со 120 предприятиями – потенциальными претендентами на налоговые льготы.

Кроме того, областная дума приняла в первом чтении законопроект, который предусматривает льготы для инвесторов по налогу на имущество, создаваемое в рамках реализации инвестпроекта. Надеемся, что данный закон осенью текущего года будет принят и заработает с 1 января 2011 года. По предварительным данным нашего комитета, до 2015 года сумма льгот инвесторам составит около 9 млрд рублей.

Вышеуказанные меры позволят дополнительно привлечь в область около 410 млрд рублей инвестиций, что повлечет создание рабочих мест, увеличение объемов производства. В свою очередь, это будет способствовать росту налоговых поступлений во все уровни бюджетов на территории Волгоградской области.

Кроме того, в регионе создано несколько структур, которые оказывают помощь в поиске инвестора, в реализации инвестпроекта, начиная со стадии проектирования до ввода в эксплуатацию. К ним относятся управление инвестиций и развития Волгоградской области, ОАО "Корпорация развития Волгоградской области".

– Какие крупные инвестиционные проекты воплотятся уже в самое ближайшее время?

– В настоящее время межведомственная комиссия по размещению производительных сил рассмотрела и согласовала 6 инвестиционных проектов, оказывающих существенное влияние на социально-экономическую ситуацию нашего региона. Общий объем инвестиций в их реализацию оценивается в 48,5 млрд рублей. В их числе реализуемый ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" проект реконструкции действующих и монтаж новых производственных установок по первичной переработке нефти ЭЛОУ-АВТ, замедленного коксования, гидроочистки дизельного топлива.

Стоимость проекта – 35,8 млрд рублей. Реализация намечена поэтапно в течение 2010-2013 годов. В результате реконструкции производства качество бензина повысится до стандартов Евро-4, Евро-5.
ОАО "Серебряковцемент" продолжает реконструкцию вращающейся печи N7 с увеличением ее производительности до 6 тыс. тонн клинкера (основы для производства цемента) в сутки. Реализация проекта позволит не только увеличить производство, но и значительно уменьшить выбросы в атмосферу за счет применения новейших технологий и современного газоочистительного оборудования. Стоимость проекта -7,6 млрд рублей. Ввод намечен на 2014 год.

Крупные проекты осуществляются группой компании "Никохим" на производственной площадке ОАО "Каустик", одним из которых является создание инновационного производства наноструктурированного гидроксида магния. Будет выпускаться магнийсодержащая продукция, которая используется в производстве кабельного пластиката и полимерных негорючих композиционных материалов, что позволяет повысить качество продукции и придать ей более высокую огнестойкость и экологическую безопасность. Стоимость проекта – 3 млрд рублей. Ввод намечен на 2012-2013 годы.

Завод "Каустик" реализует проект создания производства полиоксихлорида алюминия, используемого как высокоосновного коагулянта для очистки воды, в том числе в промышленном водоснабжении. Потенциальными потребителями новой продукции станут предприятия Южного округа, обеспечивающие население питьевой водой, а также промышленные предприятия региона, имеющие собственные цеха по водоподготовке и установки по очистке сточных вод. Проект стоимостью 86 млн рублей планируется завершить в 2011 году.

ОАО "Новоаннинский комбинат хлебопродуктов" в октябре 2011 года планирует завершить создание производства крахмалопродуктов общей стоимостью 1,2 млрд рублей.

Здесь будут выпускать крахмалы различных видов, а также генетически не модифицированный крахмал, кукурузную и крахмальную патоку, сгущенный экстракт.

Спрос на эту продукцию, которая применяется более чем в 10 отраслях народного хозяйства, стабильно высок, при том что в настоящее время 90 тыс. тонн крахмала завозится из-за рубежа.

На сегодняшний день одним из вариантов решения вопросов строительства, модернизации и реконструкции действующих производств является заключение концессионных соглашений. Планируется ли в регионе привлечение инвестиций на их основе?

– На наш взгляд, концессионные соглашения – действенный механизм привлечения долгосрочных инвестиций. И администрация региона рассматривает возможность реализации ряда проектов на условиях частно-государственного партнерства. В частности, на основе концессионных соглашений предполагается строительство двух комплексов по мусоропереработке в Городищенском и Светлоярском районах с объемом переработки не менее 500 тыс. тонн в год каждый. В августе планируется провести конкурс на заключение концессионного соглашения на строительство на этих территориях двух полигонов для утилизации ТБО с мусоросортировочными комплексами.

По условиям конкурса, концессионер обязан обеспечить проектирование, строительство и эксплуатацию полигонов для утилизации твердых бытовых отходов с мусороперерабатывающими комплексами. Суммарная площадь для строительства полигонов должна составлять не менее 30 га, мусоросортировочных комплексов – не менее 3 га. Концессионер должен быть обеспечен банковской гарантией на весь объем финансирования, который составляет не менее 1,2 млрд рублей, или поручительством юридического лица с рейтингом не ниже В. Срок окупаемости объекта должен быть не менее 5 лет при действии концессионного соглашения в течение 40 лет.
Кроме того, рассматривается проект строительства в Камышине гофрокартонного комбината с мусороперерабатывающим комплексом стоимостью 800 млн рублей.

Воплощение этих проектов – насущная потребность крупного промышленного региона, в котором до сих пор нет мусороперерабатывающих заводов. Вот лишь несколько цифр, иллюстрирующих актуальность этой проблемы. Если в 2008 году в области было образовано 451 тыс. тонн твердых отходов, то в 2009-м их объем вырос на 10% и составил 492 тыс. тонн. При этом лишь незначительная доля твердых отходов подвергается сортировке и переработке. В 2008 году она составила 39%, 2009-м – 15%, а остальная часть таких отходов хранится на полигонах и свалках.
На условиях концессионного соглашения планируется реализовать и проект строительства автомобильной дороги в обход Волгограда протяженностью 98 км, объединяющей федеральные трассы М-6,М-21, IP-228. Это стратегический инвестиционный проект, определяющий развитие региона в качестве крупного транспортного узла международного уровня.

Реализация проекта общей стоимостью 53,7 млрд рублей позволит увеличить международный транзит в полосе транспортных коридоров направления "Россия-Казахстан-Китай" и привлечь грузопотоки Каспия, Ирана, государств Индийского океана. В 2006-2008 годах на разработку проектной документации из бюджета региона было выделено 265,7 млн рублей. В настоящее время ведутся переговоры с потенциальными инвесторами.

– Роман Сергеевич, резюмируя нашу беседу, как бы Вы определили первоочередные задачи в региональной экономике?

– Губернатор Волгоградской области поставил задачу – выйти в 2010 году на докризисный уровень развития и разработать среднесрочную программу развития. Главной целью социально-экономической политики областной администрации определено создание условий для развития экономического потенциала, обеспечения бюджетной самодостаточности и повышения инвестиционной привлекательности.

Будут решаться задачи повышения конкурентоспособности промышленных предприятий, агропромышленного комплекса, развития транспортной, социальной и инженерной инфраструктур, совершенствования нормативно-правовой базы, направленные на формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе и повышение качества бюджетного процесса.

Важнейшими направлениями деятельности органов власти определены продвижение инноваций, технологическое развитие и реализация кластерной политики; совершенствование механизмов государственно-частного партнерства; привлечение инвестиций, направленных на модернизацию и внедрение новых технологий на действующих предприятиях; поддержка и развитие малого предпринимательства; оптимизация бюджетных расходов.

Прогнозируется до 2013 года среднегодовой рост валового регионального продукта на 5%, реальных денежных доходов населения – на 3%. В 2013 году среднемесячные доходы в расчете на душу населения превысят 18 тыс. рублей, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составит 11,9%. Прогнозируемые ориентиры подтверждаются темпами экономического развития в первом полугодии 2010 года.

В текущем году мы рассчитываем привлечь в экономику области порядка 110 млрд рублей, что в 1,3 раза больше по сравнению с наиболее благополучным 2008 годом, когда инвестиции в основной капитал составили 82,7 млрд рублей.

ВРП Волгоградской области в 2010 году прогнозируется в объеме 475,5 млрд рублей, что на 7% больше, чем в 2009 году. Вместе с тем, для обеспечения устойчивого развития экономики региона необходима модернизация промышленности, активное внедрение инноваций, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Анализ экономической ситуации показал, что главным фактором негативного влияния, который сыграл роль в кризис, стала экспортозависимость промышленной продукции нашего региона. Ведь основная масса продукции региона – 78% – экспортозависима.

И пока эта ситуация не меняется.

К примеру, в первом полугодии текущего года внешнеторговый оборот региона увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2009 года в 1,4 раза и составил $1,63 млрд, в том числе экспорт – $1,25 млн (рост в 1,4 раза), импорт – $380 млн (рост в 1,3 раза).

Ключевой проблемой остается неконкурентоспособность товаров местных производителей. Губернатор поставил задачу переломить ситуацию и обеспечить развитие обрабатывающих производств в регионе. Это стратегическая задача, и в этом направлении мы активно работаем. Важным документом в этом направлении стала утвержденная губернатором в июне текущего года программа развития конкуренции на 2010-2012 годы.

Этот документ содержит не только анализ конкурентной среды на ключевых товарных рынках, в том числе в агропромышленном комплексе, малом и среднем бизнесе, ЖКХ и т.д., но конкретные меры, направленные на улучшение конкурентной среды в этих сферах, с последующим ежеквартальным контролем за реализацией программы.

Кроме того, разработаны мероприятия, направленные на развитие государственного заказа Волгоградской области и на снижение административных барьеров.
Оценка эффективности программы будет осуществляться по перечню индикаторов и показателей результативности мероприятий, достижение которых будет способствовать: сокращению необоснованных административных и экономических барьеров "вхождения" на рынок товаров и услуг; совершенствованию инструментов экономического регулирования; системы оплаты медицинской помощи населению, оказываемой за счет государственных средств; повышению информационной открытости деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов их деятельности; развитию системы государственного и муниципального заказа. Полагаю, реализация программы конкуренции на территории нашей области расширит возможности бизнеса и даст дополнительный импульс развитию региона.

Задачи, поставленные главой администрации области по повышению экономического потенциала, достаточно амбициозные, требуют активных действий областных и местных органов власти. Однако мы понимаем, что только при консолидации усилий власти, бизнеса и общественности Волгоградская область сможет стать высокоразвитым регионом с достойным уровнем жизни волгоградцев.

Фото с сайта www.kommersant.ru
Читать volgasib.ru в