Возвращение Сталинградской битвы

Возвращение Сталинградской битвы

Возвращение Сталинградской битвы
Фото:

Депутат облдумы заявила, что Волгоградская область – оккупированная территория

«Мы живем в своей области, как на оккупированной территории», – заявила на минувшей неделе в газете «Областные вести» депутат облдумы Ирина ГУСЕВА. Мистика дат: скандальное заявление было опубликовано 19 ноября – в годовщину начала контрнаступления советских войск под Сталинградом. Что это – сценарий? или бессознательно включившийся в среде волгоградской элиты исторический код сопротивления?

Собственно, депутат сказала вслух о том, о чем шепотом уже давно говорят в Волгограде в разных профессиональных сообществах – среди политиков, чиновничества, бизнеса, медиа. То есть среди тех, кто является каркасом власти: наполняет бюджет, влияет на политический климат, формирует общественное мнение. Пока еще является…

Есть две точки зрения: официальная и пессимистическая. Одни полагают, что новая «московская» команда и новый губернатор Анатолий Бровко призваны омолодить и оздоровить Волгоградскую область: принести в нее деньги, новые управленческие решения, связи, расцвет.

Пессимисты называют новую группу, пришедшую во власть, «вахтовиками» и полагают, что благостный миф о наступлении новой лучшей жизни со сменой главы региона так и не оправдал себя. Область сотрясает одно потрясение за другим. «Танец» волгоградского моста через Волгу как будто стал дьявольским знаком наступления в Волгоградской области эры беды. Засуха, сгорел урожай, страшные ландшафтные пожары. Ухудшаются экономические показатели, сдала программа газификации, накоплены небывалые долги за газ и тепло, заморожено строительство второй очереди моста через Волгу, падают рейтинги, не случилось дождя инвестиций…

Некоторые склонны видеть во всем происходящем даже элемент мистики. Один высокопоставленный волгоградский чиновник примерно за час до знаменитой раскачки моста через Волгу получил на телефон смс с неизвестного номера. Неизвестный автор написал непонятные в тот момент слова: «Когда через час черт в Волгограде начнет шутить, сообщите мне». Через час все информационные агентства страны и мира уже передавали информационные сообщения о диком танце волгоградского моста… С него-то, считают, все и началось…

Так что же за мистерия происходит в Волгограде – модернизация? «оккупация»? или все это – шуточки мистера Воланда?

Кадровые расправы и инопланетный разум

С начала года начались массовые кадровые чистки. Только за первые полгода было, под разными предлогами, уволено около 500 чиновников администрации области. Разного рода сокращения, реорганизации и т.п. происходили грубо, с нарушениями. Что само по себе – показатель деградации власти. Ведь государственная служба всегда являлась символическим оплотом закона. Так что попрание его в цитадели государственной власти является знаком ее криминализации. Вряд ли можно найти много примеров, когда в коридорах государственной власти живут по законам «бандитского беспредела».

На словах, кадровая зачистка в стенах обладминистрации имела благие цели: оптимизировать расходы администрации, избавиться от «плохих», «неэффективных» чиновников. Прилетела даже группа каких-то странных специалистов из Москвы. Они говорили хотя и на русском, но очень непонятном языке, носили на руках очень дорогие часы и обещали перевести работу всех служб в систему индикаторов. Прилетевших так и прозвали – «инопланетяне». Родилась грустная шутка: «клик» – и нет человека…

Собственно, так примерно все в действительности и происходило. Кому-то нравилось называть это оптимизацией, кому-то – расправами. Так или иначе, но по надуманным причинам было уволено немало профессиональных управленцев и хороших специалистов в разных сферах.

Пришедшие на замену новые кадры не смогли произвести не то, что революцию. Во многих сферах ситуация только ухудшилась. Об этом свидетельствуют данные различных рейтингов и официальных докладов, в том числе и федеральных.

Вместе с тем, были и просто странные назначения. Например, пост начальника управления по внутренней и информационной политике занял бизнесмен Роман Созаруков, к предприятиям которого были вопросы у правоохранительных органов. Пост вице-губернатора по социально-политическому блоку отдали 30-летнему Федору Щербакову, еще недавно пресс-секретарю. Теперь в руках молодого человека сосредоточена не только медийная политика. На нем лежит ответственность за выстраивание отношений с региональным и федеральным депутатскими корпусами, а они в Волгоградской области очень непростые, национальная политика, взаимодействие с партиями и общественными организациями.

Политические провалы

Даже на публичном уровне они очевидны. Скоропостижно ушел в отставку сподвижник губернатора – председатель областной думы и руководитель ВРО «Единой России» Владимир Кабанов. Такого рода отставки происходят только по причине ярости – либо Божьей, либо федеральной. Либо – при наличии аргументов, с которыми не спорят.

Непростая ситуация накануне больших выборов в «Единой России», которая недавно лишилась очередного руководителя и латентным противоборством самых разных групп.

Трудно находится согласие с депутатами областной думы. Оппозиция перманентно устраивает в ее стенах скандалы, резонансные заявления звучат и за пределами парламента, в СМИ.

Перманентным атакам подвергается сам губернатор – со стороны СМИ и системной оппозиции. А местная КПРФ, например, является в регионе силой весьма влиятельной.

Есть проблемы в отношениях с главами муниципальных образований: Волгоград, Волжский (два самых крупных города региона), Руднянский, Ольховский район и другие. Ярким свидетельством слабой управляемости главами муниципалитетов является публичный скандал, поднятый уволенным главой Руднянского района, который не согласился со своим увольнением и подал иск в суд. Вряд ли при сильном губернаторе возможно было бы такое: чтобы глава какого-то района подал в суд на главу региона. А по сути – оспорил требование президента страны уволить виновных в пожарах чиновников.

Губернатору сегодня сложно справиться даже с собственными СМИ. Попытка объединить СМИ в холдинг наткнулась на сопротивление некоторых собственных СМИ, которые отказались подчиняться указаниям из администрации области. И смогли отстоять свою позицию, доказав, что действия, к которым понуждают их областные чиновники, подпадают под несколько статей уголовного кодекса.

Что касается негосударственных СМИ, то очевидны провалы и здесь. Не ругает губернатора в области сегодня только самый ленивый.

Конфликты с региональными элитами

Очевидно, что не безоблачно складываются отношения и с ведущими группами местной элиты. Внедрение в регион компании «Интер РАО ЕЭС» бьет по интересам другого оператора на рынке энергетики – «Лукойла». А «Лукойл» является одним из самых сильных и искушенных игроков на местном политическом рынке.

Или частный, но показательный пример отношения к местному бизнесу: ликвидация рентабельного предприятия «Волгофарм».

Можно предполагать, что непросто складываются у новой администрации отношения и с силовыми ведомствами. В последние два месяца разного рода скандальные проверки происходят с завидной регулярностью: «Левобережье», поездки вице-губернаторов за бюджетный счет заграницу и поближе, царские расходы на инвестиционный форум в Сочи и т.д.. В связи с чем часто «всуе» поминаются фамилии губернатора и вице-губернаторов.

Все это косвенно свидетельствует, что новый губернатор и его команда сумели в рекордно короткие сроки нажить себе немало сильных врагов в местной элите, обладающей сильными московскими связями.

Утром мажу бутерброд, сразу мысль: а как народ?

Нельзя назвать радужными и отношения власти с народом. Нынешний год для населения региона счастливым не назовешь. Особенно больно ударил он по селу, потерявшему урожай. Компенсации положения не спасают. Разрушается животноводство, у сельских жителей появился интерес к работе в других регионах.

В это время высокопоставленные областные чиновники ведут отнюдь не пуританский образ жизни. Скандал разразился из-за больших расходов на инвестиционный форум в Сочи. Депутаты возмущены намерением в 2 раза увеличить расходы на пиар, на комитет по печати и информации, озадачены намерением властей направить 68 миллионов рублей «на загадочную мультиформатную систему». Негативную реакцию вызывало намерение администрации обзавестись дорогими квартирами и машинами.

А вот цитата из статьи, размещенной недавно в местном информационном агентстве. Цитата из письма губернатора, объясняющего дорогостоящие закупки для нужд администрации.

«Закупка 50-ти комплектов компьютерной техники (стоимостью более 4 млн рублей – Ред.) является безусловной необходимостью для поддержания компьютерного парка в рабочем состоянии, – говорится в ответе губернатора. – Кроме того, внедрение новых технологий, обеспечивающих более эффективное управление регионом и в первую очередь, внедрением электронного правительства, требует наличие на рабочих местах сотрудников аппарата современных средств вычислительной техники».

Высокопроизводительные ноутбуки, как следует из текста, «приобретены исключительно для технического обеспечения мероприятий, проводимых как в здании, так и вне здания администрации».

Губернатор пояснил также, что ремонт кабинетов здания администрации не проводился около трех лет, в связи с чем в 2010 году на эти цели выделено около 5 млн. рублей. Во исполнение ФЗ «Об энергосбережении» из этих денег почти 2 млн. рублей будут направлены на замену окон.

А автомобиль «Тойота Камри» стоимостью полтора миллиона рублей понадобился администрации, как следует из ответа, «для представительских нужд: встречи руководителей федеральных органов госвласти, руководителей субъектов РФ, зарубежных гостей, которые в настоящее время активно посещают область».

Вместе с тем, пишет агентство, губернатор Анатолий Бровко в своем ответе решил не объяснять депутатам Волгоградской областной думы, насколько целесообразно было приобретать комфортную иномарку для комитета по печати за 1 000 000 рублей, а также дорогостоящие кофе-машины, телевизоры, и ковровую кремлевскую дорожку за 1 300 000 рублей для нужд аппарата главы обладминистрации.

Кроме того, непонятно, зачем администрации Волгоградской области понадобилась еще одна машина для представительских целей, если в настоящее время губернатора обслуживают несколько дорогих автомобилей: "Семерка" БМВ, "Мерседес", "Тойота-Прада". И еще один "Мерседес" закреплен за представительством Волгоградской области в Москве».

Заметьте: все это происходит на фоне демонстрации богобоязненности действующего губернатора. Его постоянно кто-то благословляет, а сам – то на открытии храма, то на каком-нибудь молебне. Пока социально-экономические показатели падали, Анатолий Бровко истово молился, стоя на коленях. Пока крестьяне, у которых сгорел урожай и доходы, были в отчаянии, губернатор был в отпуске. Расправившись со многими невинными людьми, он при этом немало говорил о нравственности.

Модернизация? Оккупация? Бандитизация?

Но оставим этическое и перейдем в плоскость политическую. Сегодня в регионе сформировался целый ряд рисков, которые представляют угрозу как для действующей власти, так и для больших выборов 2011-2012 годов. Среди основных:
— депрессивные социально-экономические показатели
— падение доверия населения
— отсутствие политического консенсуса в регионе, что проявляется и в острых межпартийных конфликтах, в ситуации в «Единой России», в непростых отношениях между администрацией области и областной думой, в конфликтах между губернатором и главами муниципалитетов
— латентные обиды влиятельных региональных элит
— слабая информационная политика, а также опасность увода государственных СМИ из-под контроля администрации области в коммерческую структуру.
Сегодня, в связи с событиями в станице Кущевской, в СМИ много пишут о возвращении бандитского беспредела 90-х. Или проводят аналогии: в 90-х годах был беспредел бандитский, а в 2000-х – чиновничий. В бывшем Сталинграде свои аналогии – с оккупацией.

В самой по себе ротации элит, ее омоложении, межрегиональном сотрудничестве и тому подобных модных трендах ничего плохого нет. Однако когда смена власти принимает форму захвата, а жизнь людей не только не становится лучше, а на своей собственной территории они начинают чувствовать себя пленными, лишенными прав, перспектив и развития, то это уже не модернизация, а оккупация, силовой захват.

Очевидно, было бы перегибом излишне драматизировать ситуацию. Однако все чаще возникающие аналогии со Сталинградом и оккупацией, говорят о том, что в тактике захода во власть региона новой группой допущены какие-то ошибки. Очевидно, что многое из происходящего в последний год протекает в форме «силового захвата» политических, финансовых, экономических, информационных и иных ресурсов. Однако к пониманию государственной власти, цель которой (по классическому пониманию) – это чтобы гражданам жилось если не хорошо, то хотя бы не слишком плохо, происходящий «передел» источников доходов и рынков отношение имеет весьма смутное.

P.S. Цитата, описывающая происходившее в России в 90-х: «Бандитам было начихать даже на воровские законы и мораль, а также на порядок, царивший в рэкете. Они вторгались на чужую территорию, бомбили всех подряд».

P.S.S. Из истории известно: контрнаступление под Сталинградом закончилось победой над оккупантами. Спустя 2,5 месяца, 2 февраля 1943 года, чуть было не сброшенные в Волгу советские войска, победили. За 200 дней битвы на Волге потери противника убитыми, ранеными и пленными составили 1,5 мил. человек.

Елена Завьялова 
Фото с сайта www.patriarchia.ru
Читать volgasib.ru в