«Давайте доживем до конца года». Волгограду анонсировали скромный, но стабильный бюджет-2020

 «Давайте доживем до конца года». Волгограду анонсировали скромный, но стабильный бюджет-2020

 «Давайте доживем до конца года». Волгограду анонсировали скромный, но стабильный бюджет-2020
Фото:
Слушания по бюджету Волгограда / СоцИнформБюро, Анатолий Панчишкин

В гордуме Волгограда прошли публичные слушания проекта муниципального бюджета на следующий год и в прогнозном формате на трехлетку. Среди прочего выяснилось, что действующие депутаты гордумы не вполне разбираются в механизмах финансирования и вообще работе муниципальных властей. Какие позиции в документе настраивают на оптимистичный лад, а что удивляет не очень приятно, что чиновники пытались скрыть и о чем их спрашивали неравнодушные жители – в материале «СоцИнформБюро».

В 2020 году Волгограду вновь  обещают бюджет без дефицита. Однако и бюджет уходящего был сверстан городскими финансистами в бездефицитном виде, что не помешало уже по итогам 9 месяцев получить нехватку почти в миллиард рублей. Для общей величины городской казны это величина существенная – в прогнозном варианте казна-2020 прирастет всего на 330 млн рублей.

Это стало известно из параметров бюджета на 2020 и плановый период 2020-21 гг., представленного накануне вечером на публичных слушаниях в городской думе. Собственно процедуру слушаний документ традиционно прошел успешно. Хотя шестеро из собравшихся (около 10%) за документ не проголосовали, а воздержались.

 

Без гарантий, но с благоустройством

О долгах города власти говорить просто не стали. В презентации главы департамента финансов горадминистрации Сергея Сивушкина, рассказавшего об основных параметрах бюджета,  размер долга не упоминается вовсе. Между тем из документов следует, что верхний предел муниципального долга не будет меняться до 2023 года и составит 7,79 млрд рублей. При этом речь исключительно о займах, на раздел «муниципальные гарантии» отводится 0 рублей.

Сивушкин, впрочем, сделал робко-оптимистическое заявление.

 

Бюджет на три годы предлагается утвердить бездефицитным, что позволит   остановить рост задолженности муниципального бюджета и в перспективе перейти к принятию профицитного бюджета с целью снижения долга.

 

При этом за трехлетие Волгоград потратит почти два миллиарда на обслуживание долга. Только в 2020-м на погашение ранее взятых кредитов планируется направить 672,4 млн рублей. Для сравнения это больше, чем планируется на всю городскую культуру (429,8 млн) или физкультуру и спорт (470,4 млн).

 «Давайте доживем до конца года». Волгограду анонсировали скромный, но стабильный бюджет-2020
Слушания по бюджету Волгограда / СоцИнформБюро, Анатолий Панчишкин

Общие расходы/доходы бюджета составят 21,026 млрд рублей. Городские власти особо отмечают, что это на 3 млрд больше, чем первоначальный вариант бюджета текущего года. Председатель профильного комитета городской думы Дмитрий Дильман подчеркнул, что в течение года бюджет Волгограда неоднократно корректируется, и, как правило, за счет поправок вырастает. Однако Сергей Сивушкин в докладе отметил, что, в отличие от прошлых лет, областной бюджет довел значительную часть софинансирования по основным полномочиям уже на этой стадии. Напомним, главный финдокумент региона утвержден   на прошлой неделе.

Доля собственных доходов Волгограда остается невысокой, город продолжает рассчитывать именно на областные субсидии и субвенции. В 2019-м собственные доходы рассчитаны в размере 8,5 млрд рублей, а областные вливания 12,16 млрд – в актуальной версии бюджета-2019 это 7,75 и 12,43 млрд соответственно.

При этом, как уточнил Сивушкин, в 2020 году ожидается снижение поступлений города от штрафов на 130 млн рублей и от единого налога на вмененный доход примерно на 530 млн. Связано это с изменениями в федеральном законодательстве.

Как при таких выкладках город планирует все-таки нарастить собственные доходы осталось непонятным многим наблюдателям. Вопрос об этом задал бывший чиновник городской администрации(одно время занимал должность вице-мэра) Дмитрий Любитенко, который летом нынешнего года пытался стать кандидатом на пост губернатора региона.

 «Давайте доживем до конца года». Волгограду анонсировали скромный, но стабильный бюджет-2020
Дмитрий Любитенко на слушаниях по бюджету Волгограда / СоцИнформБюро, Анатолий Панчишкин

Он усомнился, что документ вообще является реалистичным, особенно в части доходов. Сергей Сивушкин же заверил, что уже измененные величины корректно заложены в проекте, а вице-мэр Ирина Пешкова пояснила, что выпадающие доходы компенсируются и ростом собственных доходов и предоставлением дотаций на определенные полномочия от областной казны.

Вырастет, отметила Пешкова, например, субсидия на содержание дорог.

После слушаний Любитенко назвал муниципалитет несамостоятельным, а бюджет «оторванным от жизни»  и высказал мнение, что виноваты общероссийские порядки.

  – С каждым годом бюджетная система России все больше идёт по пути сверхцентрализации, лишая муниципалитеты стимулов и возможностей к пополнению собственных доходов. Рост расходов по сравнению с 2019 годом составит всего 1,64%,  но и  эти скромные показатели нереалистичны.  Проект бюджета Волгограда на 2020 год это очень непрозрачный документ.

В материалах, на сайте даже отсутствует пояснительная записка к проекту бюджета с обоснованием его основных параметров. Есть, что скрывать?

 

 За доходами – к приставам

Предложение депутата гордумы Ильи Кравченко (КПРФ) обсудить данные КСП о провале бюджета текущего года https://volgasib.ru/virtual/economic/v-volgograde-ne-ispolnyayut-byudzhet/ было отвергнуто. Ирина Пешкова попросила: «давайте доживем до конца года», а Дмитрий Дильман заверил коллегу по городскому собранию, что все вопросы тот сможет задать, но в среду в рамках внутридумского совещания по бюджету.

 «Давайте доживем до конца года». Волгограду анонсировали скромный, но стабильный бюджет-2020
Илья Кравченко на слушаниях по бюджету / СоцИнформБюро, Анатолий Панчишкин

По данным администрации проект бюджета-2020,  он в основном повторяет все ключевые направления последних лет. В документе сохраняется значительная доля социальных расходов (свыше 56%), хотя она слегка снижается на протяжении последних лет.

Параметры доходной части сформированы исходя из базового варианта прогноза социально-экономического развития города, уточнил Сергей Сивушкин. В этом прогнозе заложены такие небесспорные вещи как рост инвестиций в экономике, рост оборота розничной торговли и даже увеличение числа экономически активного населения. В текущем году ни один из этих параметров не выполняется, но именно на этой основе спрогнозирован рост налогов и сборов, в первую очередь НДФЛ и имущественных доходов. В собираемости власти рассчитывают на «легализацию трудовых отношений» и погашение работодателями прежней задолженности.

На уровне вице-губернатора еженедельно по пятницам проводим совещания. Участвуют руководители налоговой службы,  приставы, правоохранительные органы и акцент сделан на имущественные налоги, которые поступают в областной и городской бюджет, – рассказал Сивушкин.

 

Также Волгоград рассчитывает на участие в региональных и национальных приоритетных проектах. Собственно от них и отстраивается расходная часть, поделенная на муниципальные программы. Волгоград участвует в 8 национальных, 26 областных проектах и реализует 15 муниципальных программ на общую сумму 17,7 млрд рублей (84%).

Помимо расходов на образование и социальную сферу также запланированы инвестиции в размере 2,67 млрд рублей на условиях софинансирования из вышестоящих бюджетов. Будут построены и реконструированы  автодороги, в трехлетней перспективе будут построены три детских сада и школа, реконструируются стадионы «Темп» и “Трактор”, продолжится работа по реконструкции Центральной набережной и вообще благоустройству.

Ряд жителей задавали чиновникам вопросы, касающиеся конкретных узких мест. И если строительство автомобильного соединения Кировского и Советского районов уже в стадии решения, выяснилось на слушаниях, то вот жителям поселка ГЭС Тракторозаводсокго района придется ждать строительства школы до 2023 года.

Совместными усилиями чиновники и депутаты смогли разобраться в алгоритмах финансирования ремонта небольших дорог в частном секторе, а вот депутат Кравченко и вовсе предположил, что единой системы ремонта и строительства дорог, за исключением тех, что попали в федеральную программу «Безопасные и качественные автомобильные дороги»(БКАД) в городе нет. Руководитель департамента городского хозяйства сообща с Ириной Пешковой все-таки убедили собравшихся, что депутат разобрался в проблеме не до конца и единая система есть и успешно работает. Что касается претензий, что все средства на дороги выделяются из вышестоящих бюджетов, то это не так, уточнила Пешкова. Основной объем действительно идет по целевым субсидиям, но город выделяет софинансирование по важнейшим для себя проектам.

В выступлениях граждан особой критики проекта не было, зато звучали пожелания не снижать темпов благоустройства. Проект бюджета уже внесен в думу официально. 4 декабря будет рассмотрен в первом чтении на пленарном заседании.

Читать volgasib.ru в