Facebook зарабатывает на наркотрафике

Facebook зарабатывает на наркотрафике

Facebook зарабатывает на наркотрафике
Фото:
Марк Цукерберг основатель Facebook (Meta)

Пользователи Сети жалуются на рост объявлений о поиске наркокурьеров, размещенных в Facebook.

До волгоградской аудитории социальной сети Facebook докатилась реклама работы «закладчиком» – так в обиходе называют распространителей наркотиков, которые сейчас не вступают в контакт с покупателем, а прячут свертки с запрещенными веществами в людных местах, а после оплаты присылают геопозицию, и покупателю необходимо самому выехать на место и забрать приготовленный для него наркотик.

Facebook зарабатывает на наркотрафике
Prt Scr объявления, опубликованного в FB о поиске закладчиков наркотиков

Опубликованное в FB изображение обещает доход от 200 тысяч рублей всем соискателям. На картинке, помимо крупного текста, изображен узнаваемый образ курьера с характерным рюкзаком желтого цвета. Для связи с «эйчар менеджером» предлагается воспользоваться контактом в мессенджере Telegram.

По словам обратившегося в редакцию «СоцИнформБюро» Павла Коробейникова, подобные объявления он видит в своей ленте новостей регулярно и, несмотря на регулярное обращение с жалобой в администрацию соцсети, они выскакивают и выскакивают.

«Facebook своей политикой просто поражает. К примеру, ты не можешь ни под каким видом запустить рекламу шоу-программы или концерта, проходящего в баре или ночном клубе, поскольку это алгоритмами воспринимается как реклама алкоголя. Не запустится рекламная кампания кальянных, да вообще, любой сомнительный визуал для объявления будет заблокирован. Зато спокойно проходят модерацию объявления про наркотики», – рассказывает Коробейников.

Объявление было запущено аккаунтом “Peekaboo Day”. Согласно «Библиотеки рекламы Facebook», аккаунт был создан на территории России 13 августа 2021 года в разделе недвижимость, в настоящий момент все объявления удалены.

Как работает модерация Facebook?

Схема размещения объявления, несмотря на премодерацию, проста. По словам главы «Центра исследований легитимности и политического протеста» Евгения Венедиктова, модерация рекламных постов на Facebook осуществляется роботом – это даёт своего рода лазейки для размещения противоправного контента. При этом, даже использование в этой работе нейросетей не даёт необходимого результата по недопущению публикации.

«Модерация на фейсбуке – полностью автоматизированный процесс, в отличии от, например, социальной сети ВКонтакте, и картинки могут проходить достаточно свободно, если они не сопровождаются соответствующей текстовой записью, которая была бы обработана роботом, – рассказывает Венедиктов. – В этой ситуации удивляет несколько другой факт. Для того, чтобы завести рекламный кабинет, необходима симкарта, банковская карта. Мошенникам необходимо обзавестись не просто поддельными документами, но и анонимными средствами связи для выхода в интернет. Весь этот комплекс мероприятий – это долго, дорого и неудобно.
Если преступники прибегают к услугам этой площадки, видимо это говорит о том, что другие каналы привлечения драг-дилеров себя исчерпали.
Что касается автоматизированного анализа контента, через те же нейросети.
Facebook с этим работает, но это многоступенчатая сложная задача. Ведь, чтобы нейросети распознавали конкретные образы, этим образом ее нужно научить. Да и потом, если на картинке курьер, едущий на мотороллере, то почему соцсеть должна определять его как криминальный? Эта задача не под силу даже суперкомпьютеру Meta, который у Facebook есть».

По большому счету из данной ситуации нет выхода. Подобные объявления и дальше будут появляться в лентах у россиян. В первую очередь пресечению подобных фактов мешает отсутствие взаимодействия между правоохранительными органами Российской Федерации и администрацией американской компании Meta, которая после реорганизации владеет Facebook.

Администрация соцсети игнорирует запросы российских властей, несмотря на многомиллионные штрафы. В частности, в декабре 2021 года Meta (Facebook) была оштрафована на 2 миллиарда рублей (так называемый оборотный штраф равный 1\20 головой выручки) за повторное неудаление запрещенной на территории России информации.

Что правоохранители?

Еще одним существенным фактором, мешающим в пресечении размещения подобной информации, являются особенности российской правоохранительной системы.  «СоцИнформБюро» в ходе изучения данной темы обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы, поскольку они контролируют рекламный рынок в части соблюдения законодательства. Однако в ведомстве перенаправили в Роскомнадзор. Позиция этого ведомства ясна и понятна, для вынесения решения о блокировке данной информации необходимо проведение проверки органами МВД и вынесение ими процессуального решения. В свою очередь в пресс-службе МВД России по Волгоградской области журналисту «СоцИнформБюро» подтвердили, что о проблеме знают и работают над ее решением. Но работают чаще по факту обращения.

«В 2021 году выявлена и направлена на блокировку в Роскомнадзор информация в отношении 302 источников противоправного контента в сфере незаконного оборота наркотических средств и вовлечения в незаконный оборот запрещенных веществ в сети Интернет. Из них было заблокировано – 258», – сообщили в пресс-службе.

Также в ведомстве подчеркнули, что работа по выявлению источников противоправного контента в сфере незаконного оборота наркотических средств в настоящее время затруднена тем, что информация подобного рода все чаще и чаще размещается в телеграмм-каналах. И соответственно идентифицировать лиц, разместивших подобное, порой не представляется возможным.

Facebook зарабатывает на наркотрафике
Экс-начальник отдела МРО Наркоконтроля города Волжского Павел Степаненко Фото: СоцИнформБюро

Подполковник в отставке, бывший начальник отдела МРО Наркоконтроля города Волжского Павел Степаненко сообщил «СоцИнформБюро», что раскрывать подобные факты при действующих в МВД порядках сотрудникам не просто сложно, но и, как бы странно это не звучало, невыгодно.

«Выявлять не просто такие объявления, но и лиц, которые этим заниматься, можно. Но здесь встает вопрос соотношения затраченных сил и полученного результата. На службе и у полиции, и у ФСБ тем более есть действенные системы отслеживания и средств связи, и ресурсов. Сейчас не могу сказать доподлинно, как всё устроено, но на момент, когда они только внедрялись, был спущен приказ – задействовать возможности БСТМ только по тяжким и особо тяжким преступлениям, то есть убийство, разбой, изнасилование. Исходили в первую очередь из того, что оперативник приходит с менее значимым вопросом, и силы, и средства будут отвлечены от расследования тяжких преступлений. При этом, результат у него будет нулевой, потому что телефонов, аккаунтов тысячи и все они порой одноразовые.
Помимо этого, чисто субъективно, сотрудники, с которых утром и вечером на совещаниях спрашивают результаты работы, понимают, что им нужно показывать результат здесь и сейчас. В вопросе противодействия распространению наркотиков так не получается, на разработку порой уходят месяцы, а в отдельных случаях годы. Мы одну группировку разрабатывали 2 года. Вот и приходится оперуполномоченным вместо одного организатора ловить 10 наркоманов. Результат, то есть и он в цифрах.
Не стоит забывать и о несовершенстве законодательства. В России, например, невозможно внедриться в эту банду через объявление на Фейсбуке и на правах агента работать изнутри. Потому что как только ты станешь работать изнутри – ты станешь преступником и тебя несмотря на то что ты агент, осудят за распространение».

Что с законами?

Facebook зарабатывает на наркотрафике
Александр Евсеевич Хинштейн — российский журналист и политический деятель. Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации IV, V, VI, VII созывов Фото: GlobalLookPress

Депутат Государственной Думы, председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн заявил корреспонденту «СоцИнформБюро», что обязанность выявлять и блокировать противоправный контент была и остается за администрацией социальной сети. В случае неудаления противоправного контента, российские власти и дальше будут вынуждены привлекать к ответственности владельцев тех или иных площадок.

«Мошенники пытаются найти лазейки в законодательстве, чтобы совершать преступления и избежать наказания. Но не в этом случае. По закону, который получил народное название “о саморегулировании соцсетей”, площадки с ежемесячной аудиторией более 500 тыс. российских пользователей сами обязаны выявлять и блокировать противоправную информацию. При этом в законе прописано, что если у владельца социальной сети возникают сомнения, относится ли та или иная публикация в перечню противоправного контента, он вправе обратиться за разъяснениями в Роскомнадзор. Моя позиция: сети могут и должны блокировать такую рекламу», – заявил Александр Хинштейн.

Читать volgasib.ru в