Куклы – искусство без границ

Куклы – искусство без границ

Куклы – искусство без границ
Фото:

Казалось бы, куклы – это красота и умиление, платьица и туфельки. Но кто сказал, что куклы должны только радовать, вызывать улыбку и желание в них поиграть? Кукольное искусство широкое, и в нем нет границ и запретных тем. Это доказывает кукольная экспозиция «История одного мишки», которую создала мастер Яна Соловьева.

К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ МЕЧТЫ
Куклами Яна увлекалась с детства. Как многие девочки, она играла в куклы, лепила их из пластилина, наряжала и украшала. Яна признается, что долго не могла перестать играть в куклы, и до 14 лет они были ее любимыми игрушками. Но тогда в детстве девочка еще не думала о кукольном мастерстве, и ее первая профессия далека от этого искусства.
Куклы – искусство без границПо первому образованию Яна журналист. Со второго курса она начала работать в Останкино в студии «Публицист», но спустя несколько лет поняла, что телевидение и журналистика – это не то, чем она хотела бы заниматься. Давняя мечта Яны – стать художником-модельером, и она, будучи убежденной, что мечты должны сбываться, поступила в МГТУ имени А. Н. Косыгина, чтобы получить образование дизайнера и модельера. Это был первый шаг на пути кукольному мастерству. Окончательно найти себя помог случай.
Яна вспоминает, как однажды попала в ЦДХ на выставку кукол ручной работы из разных стран. На одном столе Яна случайно заметила визитку о наборе учеников в школу кукольного дизайна. Решение не заставило себя ждать – Яна пошла учиться «для себя», потому что было интересно. Вскоре на начинающего мастера посыпались заказы и доходило до того, что нужно было создавать по три куклы в месяц, то есть огромное количество работы необходимо было выполнить за малые сроки. В результате кукольная деятельность превратилась из творчества в рутину и в зарабатывание денег. Дело перестало приносить счастье. Яна прекратила работу и два года не занималась куклами, думала даже, что от усталости распрощалась с ними навсегда. Однако к куклам ее вернула военная тематика.

«ИСТОРИЯ ОДНОГО МИШКИ»
История красного мишки началась еще два года назад. В 2014 году, когда поднялась волна информационных войн и политических волнений в России и Украине, в жизни Яны произошел переломный момент. Она тяжело переживала происходящие события, изменение взаимоотношений народов двух стран. У Яны возникло желание высказать свои чувства и рассказать о душевной боли. Однако не все можно передать словами. Иногда важнее показать. Яна была убеждена, что каждый должен заниматься тем, что умеет, а она умела делать кукол. Тогда и была задумана серия работ, которая напомнила бы людям о страшных событиях времен войны, о невозможности сопротивляться и о многочисленных людских потерях, – о Холокосте.
Работа над экспозицией оказалось очень непростой. В течение полутора лет Яна обдумывала, что именно нужно сделать, собирала информационный материал, рисовала эскизы, ходила в музеи и на выставки, посвященные войне. Уже позже, когда работа была готова, Яна понимала, что вложила в нее даже детские воспоминания о том, как родители водили ее в концлагерь и рассказывали о войне. Когда материала было собрано достаточно, чтобы приступить к работе, не оказалось сквозной детали, связующего элемента. Ключ к экспозиции был найден случайно, благодаря одной девушке.
«Композиция Холокост не могла у меня сложиться никак. Я понимала, у меня есть эскизы, но нет главного, той нити, которая объединяет все. И когда первый раз я выставилась с моими военными куклами, ко мне подходит девушка Катя и говорит: «Яна, я приобрела этого мишку красного, позвольте мне вам его подарить». Я его в руки получаю и моментально понимаю, что нужно, у меня в голове сложилась готовая работа», – вспоминает Яна Соловьева.
Куклы – искусство без границПосле этого мастер полгода работала только над «Историей одного мишки». Экспозиция, которая рассказывает о событии, унесшем миллионы человеческих жизней, сложилась всего в четыре сцены. Четыре емкие и пронзительные мизансцены, которые громче любых слов говорят о Холокосте.
«История одного мишки». Сцена первая: еврейская семья, в которой недавно родился мальчик. Мать держит на руках младенца в белом чепчике, отец шьет сыну красного плюшевого мишку. И хотя на лицах у них улыбки, на заднем плане видны чемоданы и узелки, а на окне – звезда Давида и надпись «Jude».
Сцена вторая: Постаревшая мать с желтой звездой на груди прижимает сына ближе к себе, укрывая его в толпе таких же, как она – с эмблемами. Мальчик уже подрос. Он крепко держит красного мишку, сделанного руками отца. Отца с ними уже нет.
Сцена третья: Мальчика больше нет. Между колючими проволоками она, исхудавшая и изможденная, стоит в полосатой робе и прижимает к груди игрушку. Красный плюшевый мишка, сшитый любимым мужем для их новорожденного сына, – это все, что у нее осталось от той, прошлой жизни. И вообще – все, что осталось. Это теперь самое дорогое.
Сцена четвертая: Нет никого. Только груда обгоревших игрушек, на вершине которой лежит красный мишка. Он теперь ничей, в куче таких же «ничьих».
Не нужно дополнительных слов, чтобы объяснить то, что изобразила Яна. Достаточно просто увидеть. «Ни за какие деньги не купишь такие эмоции, которые получила я, видя глаза людей. Потому что люди плакали, мы просто переглядывались и все было понятно, не надо было ничего объяснять. Я сделала работу, в первую очередь, для себя, чтобы выразить свои эмоции и передать их людям, потому что не всегда все можно сказать. Сделала, потому что не могла не делать», – делится Яна.
У зрителей отношение к работе сложилось неоднозначное. Одни из тех, кто видел экспозицию, молча плакали, другие, едва сдерживая слезы и проглатывая ком в горле, благодарили Яну за сделанное, третьи вспоминали своих родных, не вернувшихся с войны, а четвертые проходили мимо, не желая смотреть на «некрасивое». Какой бы не оказалась реакция на «Историю одного мишки», забыть эту экспозицию невозможно, как невозможно стереть из памяти события Второй мировой. Глядя на историю одной кукольной еврейской семьи, невольно вспоминаешь документальные хроники, фильмы, рассказы о Холокосте. Перед глазами всплывают кадры с толпами людей, которых загоняют в вагоны поездов и везут в неизвестном направлении, коридоры с колючей проволокой, полосатые робы, худые лица и босые ноги, груды обгоревшей одежды, обуви, игрушек, тел…
Куклы Яны не вызывают чувство умиления или радости. Они заставляют задуматься над нашими поступками, над тем, как мы меняемся, когда забываем и вспоминаем свою историю и тех, благодаря кому живем под мирным небом.

О БУДУЩЕМ НЕ ЗАГАДЫВАЮТ.
Яна о планах на будущее пока говорить не хочет. Но признается, что проект «Память», в рамках которого была представлена «История одного мишки», забрал очень много сил и эмоций. Сейчас мастер понимает, что устала и хочет передохнуть от тяжелой военной тематики, сделать что-то светлое и веселое. Однако по военной теме у нее уже есть новые задумки, и к ней она еще обязательно вернется, чтобы рассказать новую пронзительную историю.

Анастасия Красновская, Москва
Специально для «Социнформбюро»

Читать volgasib.ru в