Вежливый общественный транспорт: «Уступите мне место!»

Вежливый общественный транспорт: «Уступите мне место!»

Вежливый общественный транспорт: «Уступите мне место!»
Фото:
ИА “СоцИнформБюро”

Общественный транспорт – это буквально «кровеносная система» города, по которой ежедневно сотни тысяч людей добираются из дома на работу, в магазины, к друзьям и родственникам, на отдых и т.д. И в силу количества людей его не всегда получается сделать удобным для всех, особенно в часы пик. А потому очень часто в нём возникают конфликты. О том, как быть в классических для общественного транспорта ситуациях – в материале «СоцИнформБюро».

Одна из самых классических конфликтных ситуаций – это просьба уступить место. В общественном транспорте как правило есть места для отдельных категорий людей: для инвалидов, пожилых и родителей с детьми. Они сделаны чуть иначе, чем остальные посадочные места, чтобы данным категориям людей было удобнее сесть, либо поставить инвалидную коляску.

Впрочем, даже наличие такого знака или надписи, для кого предназначено то или иное место, не запрещает на него садиться другим людям. Просто если такой человек зайдёт, ему гораздо лучше будет сесть именно там. Но, поскольку сидячих мест в общественном транспорте ограниченное количество, то и эти места могут быть заняты не теми, для кого они предназначены, что тоже бывает нормой.

В общественном транспорте мы часто слышим, что необходимо уступать беременным, пожилым, родителям с детьми и т.д. Делается это не только от большой вежливости к таким людям, но и по той причине, что им тяжелее ехать стоя. А это чревато тем, что они более подвержены травмам при возникновении нештатной ситуации на дороге.

Поэтому лучше уступать места этим группам людей, хотя бы по той причине, что, если этого не сделать, они могут повредить себе что-либо при экстренном торможении, например, и из-за этого передвижение транспорта может задержаться. Кроме того, рационально будет уступить место людям с вещами: большие рюкзаки и/или пакеты и т.д. Отчасти причина та же самая, но есть ещё один нюанс, который хорошо заметен на примере передвижения в маршрутках и микроавтобусах: пакеты и рюкзаки мешают передвигаться пассажирам на вход и выход. А потому будет логичнее такого человека «посадить», чтобы он никому не мешал.

Рюкзаки, к слову, вообще нужно снимать при входе. Даже за самые небольшие из них цепляешься при передвижении. Поэтому детям с малых лет стоит всегда напоминать: зашёл в транспорт – возьми рюкзак в руку, чтобы ты никому не мешал.

При этом никто из пассажиров не обязан следить за тем, кто вошёл и вышел. Классическая ситуация: пенсионер едет стоя, а молодой человек спит или сидит в наушниках и не обращает внимание на происходящее. Чаще всего конфликты возникают именно на подобной почве: «Вы что, не видите, что пенсионер зашёл? Да вы должны сразу уступить!…» и т.д.

Человек, который не следит за тем, что происходит в салоне и вокруг него через окна, больше рискует быть подверженным травмам при аварии или экстренном торможении, поскольку не будет видеть возможных угроз. Даже сидя. Но при этом никто не запрещает спать, читать книгу и проч., из-за чего вход в салон пассажира, которому не мешало бы уступить место, может пройти мимо сидящих людей.

Кроме того, иногда случается так, что уступить следует тем, кто внешних «признаков» для этого не имеет:

– Был у меня случай: на футболе в зале повредил колено. Гипс не накладывали, но ходил с бондажем. А зима же, его не видно под джинсами, они у меня широкие. В какой-то момент уже мог передвигаться самостоятельно. Пошёл на работу – а ехать остановок шесть в автобусе в час пик. По мне не видно, что я нуждаюсь в том, чтобы мне уступили место, но иногда колено сильно болело, лицо могло перекосить. Просил уступить вежливо – реагировали по-разному. Объясняю: колено травмировал, с бондажем еду, что-то обострилась боль. А мне – ничего, молодой, постоишь. Или просто отказывали. Пару раз не выдерживал и подтягивал джинсы, мол, смотри – вот бондаж, не вру я! Иногда уступали, – рассказывает житель Волгограда Михаил.

В таких ситуациях самый лучший вариант – это дать о себе знать, что вам тяжело ехать стоя. Если человек не в наушниках и/или не спит, то можно просто обратиться к нему. В ином случае следует аккуратно похлопать по плечу или руке, чтобы привлечь внимание, а после попросить уступить место. Вежливая просьба – залог того, что сидячий пассажир не откажет из-за хамства просящего или окружающих.

Может ли сидячий пассажир отказать? Вполне, причём по разным причинам:

– С тем же коленом: сижу, а меня просят уступить место. Объясняю: колено больное, бондаж на нём, на футболе упал неудачно. Ну, один понял, второй, хорошо. Как-то раз со стороны подключились, давай материться на весь автобус и кричать «Да что ты врёшь, это всё ты говоришь, чтобы задницу свою в комфорте держать!». Не знаю, чего мне больше хотелось: чтобы у меня под рукой рентгеновские снимки были или ещё чего… Хотя и это, мне кажется, эту тётку не убедило бы, – продолжает делиться своим опытом Михаил.

Иногда сидячие сами проявляют инициативу уступить место, но в ответ напарываются на грубость или возмущение:

– Я ехала в маршрутке, людей было не очень много, – вспоминает жительница города Ирина. – Заходит бабушка. Мест сидячих уже нет. Уступила бы сама, но у меня пакет большой, куда я с ним? Проход перегораживать? Напротив меня парень задремал. Я его аккуратно толкаю за ногу, говорю: «Смотри, бабушка стоя едет, может, уступишь, а то мало ли, водитель вон лихачит как?» Он согласился, встал, позвал бабулю,… А она как давай нас обоих материть! «Я что, такая старая, по-вашему?! Мне ехать недалеко, я и сама справлюсь! А ты (ко мне обращалась) что пацана подначиваешь?!» – и всё в таком духе. Даже не знаю, как реагировать. Хоть вообще не проси никого ни о чём хорошем…

В заключение отдельно обратим внимание на передвижение в маршрутках. Нередко бывают ситуации, когда в них набиваются люди стоя, хотя транспорт не предназначен для этого (или же едет стоя больше человек, чем положено). В таких случаях стоит помнить о нескольких вещах:

1. Если водитель везёт людей больше, чем ему положено исходя из вместимости транспорта, то он нарушает КоАП, поскольку это запрещено правилами перевозки пассажиров. Штраф за такое нарушение – 500 рублей, а фиксируют, как правило, сотрудники ДПС. Но поскольку наказание небольшое, то водители плюют на это нарушение: они больше заработают, перевозя людей больше положенного,

2. Люди, которые согласны на езду стоя или сверх разрешённого количества, должны понимать, что они провоцируют водителя на нарушение. Да, пассажир штраф не заплатит, только водитель, но тот может начать возмущаться: «Вам же надо, я вас потому и впускаю – верните мне сумму штрафа!» и т.д.,

3. Если человек заходит в такую маршрутку, то он должен понимать, что сам соглашается на такой проезд. Мало кто будет готов уступить место, особенно в час пик, и стоять в тесноте. Тем более, когда речь идёт о маршрутках, в которых езда стоя вообще не предусмотрена,

4. Отдельно это касается проезда с детьми. За них ответственность несут родители (или законные представители). А потому залезать в переполненный транспорт с детьми – только на свой страх и риск:

– У меня трое детей, и поневоле с ними приходится ездить в общественном транспорте, – рассказывает Светлана. – В час пик тоже катаемся и по району, и по городу. Я прекрасно понимаю, что детям может не хватить места, или им не уступят. Но ладно, если в маршрутке можно ехать стоя, и она не битком. А в толпу чего лезть с детьми? И возмущаться, почему мне и детям место не уступают? Да кто уступит такой «возмущённой»? Ещё и саму обматерят. А дети? Не дай бог водитель резко затормозит, и я не услежу за ними – мне же потом разбираться с этим! Я лучше подожду или такси вызову. Жизнь детей дороже.

5. Помимо этого, те, кто едут в транспорте «сверх нормы», рискуют получить повреждения больше, чем другие пассажиры. Либо ненароком привести к травмам других людей:

– Как-то в старую «газельку» водитель взял людей стоя. Ну, едут, упёрлись «горбами» в потолок, что ещё остаётся, – вспоминает студент техникума Александр. – И какой-то дурной человек взял и «подрезал» маршрутку. Водитель, естественно, по тормозам, нас тоже всех «потянуло». Кто-то успел схватиться за сиденье, кто-то «прилёг» на соседа. А эти стоячие просто полетели по салону. Мужик саданул женщине в челюсть, да ещё и телефон из руки выбил. Вроде без травм, техника тоже целой осталась. Но блин, вот зачем люди прутся в такие маршрутки, а водители их пускают? Авось пронесёт? А вдруг не пронесёт? Могло же хуже закончиться для всех.

Читать volgasib.ru в