В Волгограде пообещали продлить «танцующий» мост

ИА "СоцИнформБюро"

Третьей очереди скандально известного «танцующего» моста через Волгу – быть. Проектирование участка, который соединит путепровод через Волгу и мост через Ахтубу вот-вот начнется, а ИА «СоцИнформБюро» вспоминает историю волгоградского долгостроя – основные вехи возведения танцующего моста, нарушения, уголовные дела и скандалы, которые предпочли оставить на обочине истории.

По данным редакции, третья очередь долгостроя, который начал свой непростой путь еще в 1996 году, включает мосты через ерики и транспортные развязки на участке от моста через Волгу до моста через Ахтубу. Речь об этом на конференции в волгоградском политехе завел председатель областного комитета транспорта и дорожного хозяйства Анатолий Васильев: по его словам, вторую очередь (мост через Ахтубу и развязки) сдадут уже в этом году:

– Мы скоро запустим движение по всем четырём полосам, – приводит слова Васильева «Высота 102».

По заверениям чиновника, в скором времени дорожники займутся проектировкой новой дороги, которая соединит первую и вторую очереди строительства. Работа по возведению начнется уже в 2020: для этого Минтранс РФ выделит вначале 900 миллионов рублей, а затем по 3-4 миллиарда ежегодно для продолжения строительства объекта. Согласно подсчетам, всего на строительство 13 километров мостов и развязок уйдет порядка 9 миллиардов рублей.

Это важно: мостовой переход через Волгу – самый большой объект в Европе по количеству искусственных сооружений. Его проект содержит 4 пусковых комплекса:

1) левобережный подход до въезда в Краснослободск, 2514-метровый мост через Волгу с левобережной эстакадной частью, эстакадное пересечение городских магистралей и железных дорог и пересечение со II Продольной магистралью — развязка в районе Мамаева кургана
2) 1440-метровый мост через Ахтубу, правобережная эстакадная часть, левобережный подход с примыканием к существующей автодороге Волжский—Ленинск, правобережный подход с выходом на существующую автодорогу – всего 6,5 километров путепровода, тоннель и пешеходные переходы.
3) 13-километровая магистраль между I и II пусковыми комплексами, включая пойменные мосты и транспортные развязки
4) окончание правобережного подхода к мосту через Волгу от II до III Продольной магистрали с транспортными развязками.

Начнем с начала

Вернемся в далекий 1996. В целесообразности строительства, а также в финансировании столь крупного объекта убеждал Правительство страны еще губернатор Николай Максюта. Он же взял под особый контроль подготовку первой очереди первого пускового комплекса мостового перехода через р. Волгу к сдаче в эксплуатацию. Строительство вверили генподрядчику ОАО «Волгамост», который для столь масштабного объекта перебросил рабочих из других регионов в Волгоград. Изначально планировалось, что строительство будет финансироваться пополам – 50% оплатит региональный бюджет, оставшиеся — федеральный.

Однако эти траты оказались непосильными для области, и баланс сместили в пользу федеральной казны, увеличив ее долю до 70 %. Но и это обстоятельство не гарантировало полноценных инвестиций для скорейшего завершения проекта – недостаток средств, а также самые различные обстоятельства тормозили строительство моста, который еще никто не знал, как «танцующий».

К началу 2005 года из-за низких темпов финансирования (в год федеральная казна выделяла лишь 200-300 млн. рублей, что было явно недостаточно для выполнения необходимого объёма работ) было выполнено всего лишь 40% работ. Однако в 2004 Волгоградский мост вошёл в отдельный раздел программы «Федеральные дороги 2002—2010 годы». Это придало строительству новый импульс – уже в следующем году на продолжение работ из федерального кошелька поступили колоссальные по меркам тех лет деньги — 2,5 миллиарда рублей. Но поистине переломным стал 2007, когда в Волгограде собрался Президиума Госсовета с участием Президента Владимира Путина. Глава государства увидел уже возведенные опоры под будущий мост и дал жесткое указание проработать вопросы завершения строительства, а также выделение под это дело необходимых объемов финансовых вливаний.

В 2009 году на волгоградский долгострой выделили еще более 3 миллиардов, а также вновь пересмотрели объемы софинансирования – на возведение второго пускового комплекса 95% расходов оплатит федеральный бюджет. Николай Максюта продвигал мост как объект «общегосударственного масштаба и значимости», который позволит обеспечить в полосе международного транспортного коридора «Север-Юг» экспортно-импортные перевозки: привлечь на российские транспортные коммуникации грузопотоки из региона Каспия, Ирана, государств бассейна Индийского океана.

Изначально планировалось, что этот мост фактически станет воротами в Казахстан – и деньги «выбивались» под строительство объекта федерального уровня. Однако постепенно из официальных релизов стал исчезать излишний пафос и масштабы выгоды, которые принесет долгострой – с каждой проблемой, всплывающей в ходе строительства, и с каждым новым уголовным делом или вскрытым нарушением, уровень значимости объекта медленно, но верно спадал.

В конечном счете, мост строили тринадцать лет. На работу ушло ни много ни мало, а 13 миллиардов рублей – при этом возвели лишь «первую очередь первой очереди»: половина моста остается недостроенной по сей день. Несмотря на это, открывали долгострой с невероятной помпой – памятное событие прошло 10 октября 2009 года с приглашением первых лиц государства и журналистов. Рабочие уверяли – мост построен на века:

– Степень надежности моста мы рассчитываем на сто лет, при нужном уходе и эксплуатации, – клялся заместитель генерального директора ОАО «Волгамост» Константин Казанов.

Визитная карточка Волгограда – “танцующий мост”

Эйфория длилась недолго – в мае 2010 года Волгоград прославился на всю страну как обладатель уникального, «танцующего» моста. В Интернете с огромной скоростью распространялось видео, где мост идет волнами амплитудой от 40 см до одного метра – ролик крутили федеральные и мировые телеканалы, а водители тем временем опасались ехать по танцующему мосту и прокладывали путь через Волжскую ГЭС.

В причинах такой досадной оказии велел разобраться на тот момент действующий Президент РФ Дмитрий Медведев. И тут сотрудники контрольно-счетной палаты и следователи ГУ МВД по Волгоградской области начали один за другим находить огромное количество нарушений: так, например, выяснилось, что при переселении людей из зоны застройки исчезли 907 миллионов рублей: в списках жильцов была явная путаница, а в финансовых отчётах пришлось разбираться несколько месяцев.

Из-за необходимости выкупа земельных участков под строительство моста проект непонятным образом подорожал на 1,5 миллиарда рублей – вот только земля в Волгограде столько не стоила. Возможно, причина крылась в том, что администрация города доверила делить федеральные деньги между собственниками жилья частной юридической фирме, которая раздавала деньги на руки, не проверяя, кому же они достаются. Ходили слухи, что среди «новоселов» оказалось немало родственников и знакомых местных чиновников.

Ярким примером мошенничества при получении компенсаций за снос жилья послужит уголовное дело 2009 года – владельцы частного дома, имевшие в собственности всего по 0,9 и даже по 0,3 кв. м жилой площади добились выплаты 8,1 миллиона рублей. При этом одной из собственниц, которая в 2006 году получила в наследство 1/12 часть дома по ул. Байкальская 170 в связи с расселением неоднократно предлагались квартиры, однако она отказывалась от них, заявляя, что квартиры ее не устраивают по различным причинам. На деле же, оттягивая время и используя возможность получения компенсации, она просто обогатилась за счет государственных средств. Этот случай не был единственным – суммы полученных мошенниками компенсаций тянули на многие десятки миллионов рублей. Часть сделок смогли признать недействительными, и деньги удалось вернуть. Часть – нет.

В целом же, по словам бывшего председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина, они нашли прямые финансовые нарушения на 152 миллиона рублей. В их числе и нецелевое использование бюджетных средств, проведение вне конкурсов, а также передача работ через множество субподрядчиков, которые Степашин охарактеризовал как «Рога и Копыта». А что же касается самих «танцев», то их могли вызвать подмена стройматериалов или конструктивные решения, которых расходились с изначальной технической документацией. Все растраченные деньги хотели инкриминировать администрации Волгоградской области, потому что 9 миллиардов из 13 были потрачены именно из бюджета страны. Материалы направили в следственные органы и Генеральную прокуратуру.

Нарушения нарушениями, а с «танцами» надо было завязывать как можно быстрее. Чтобы обеспечить безопасность уже ставшего легендарным долгостроя, было решено установить на пролетах моста демпферы, каждый из которых весит по 20 тонн. Работу по их монтажу заместитель Министра транспорта РФ Олег Белозеров на встрече с губернатором Анатолием Бровко пообещал завершить к 1 сентября 2011 года:

– Мы сегодня хотим еще раз рассмотреть график установки, задача у нас- сократить сроки, как минимум, до 1 сентября. Мы совместно с областью нашли деньги для реализации этого проекта и провели все мероприятия, чтобы в случае повторения ситуации обезопасить население. На установку демпферов в Волгоградскую область направлено 190 млн. рублей бюджетного кредита. Уже проведены конкурсные мероприятия на заключение договора по проектированию и по установке. Сейчас документация передана в госэкспертизу, – заявил он.

В конечном счете, калькуляция изменилась – и сотрудники Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) установили на трех надводных пролетах моста три демпфера весом по 5,2 тонны каждый. Стоимость этих работ составила более 100 миллионов рублей, хотя ранее просили за услуги 70. Работы окончили также с запозданием – сроки сдвинули на два месяца. По заверениям администрации региона, все оборудование для укрепления моста изготавливалось индивидуально немецкой компанией Maurer и «задача по обеспечению безопасности движения на мостовом переходе была успешно выполнена».

Чтобы не допустить подобных казусов на других участках моста, волгоградские власти заключили с подрядчиком допсоглашение – чтобы укрепить несущие конструкции на участках моста в центральном районе, а также отремонтировать дорожные полосы, установить новое бордюрное ограждение и световые опоры. Также он обязался установить шумозащитные экраны, разделяющие пешеходную и проезжую части.

ИА “СоцИнформБюро”

Немного цифр

К тому времени аудиторы выяснили, куда еще, словно песок сквозь пальцы, утекали бюджетные деньги. Одна из московских строительных фирм заключила с администрацией Волгоградской области договор для привлечения инвестиций по завершению строительства моста. Однако по сути, никаких инвестиций так и не пришло – показав липовые документы, фирма получила 15 млн рублей из федерального бюджета, которые были похищены. Но это было лишь каплей в море – в мае Счетная палата РФ официально опубликовала данные проверки «эффективности расходования бюджетных средств администрацией Волгоградской области и организациями при строительстве перехода через р. Волгу».

Оказалось, что местные чиновники заключали большую часть договоров без проведения конкурсных процедур. Таким образом, нецелевое расходование бюджетных средств превысило 204 миллиона рублей. Прибавив к этому отсутствие контроля за расселением граждан из зоны строительства, получим траты еще 652 миллионов. Бонусом к этому вскрылось завышение в 3,2 раза норматива затрат на содержание службы заказчика-застройщика и то, что его функции дублировались с функциями управления автомобильных дорог администрации региона, что, по мнению ревизоров, привело к неэффективному расходованию бюджетных средств в объеме 343,5 миллионов рублей.

И на сладкое – областное управление автодорог без документов списало 12 миллиардов и 311 миллионов рублей, перечисленные заказчику-застройщику на строительство мостового перехода. Как оказалось, деньги разворовывали даже на озеленении – субподрядчики похитили 5,5 миллионов рублей, высадив взамен здоровых елочек поврежденный и негодный сухостой – по словам прокурора Центрального района Волгограда Александра Расстрыгина, самарские фирмы-подрядчики просто воткнули в землю отбракованные в питомниках саженцы.

Раунд два – строим мост через Ахтубу или нет?

После фиаско со строительством первой очереди были большие сомнения – достраивать мост или нет. Ведь проект мостового перехода был не просто удобной дорогой между Волгоградом и Волжским. Мост через Волгу был частью концепции транспортного коридора из Азии в Европу  и был призван эффективно перераспределить транспортные потоки и снизить транзитную нагрузку на областной центр, соединить федеральную трассу М-6 Волгоград – Москва с Заволжьем – создать выход на Казахстан и дать региону возможность ворваться в международный транспортный коридор «Север-Юг». Именно поэтому уже Сергей Боженов – третий губернатор, к которому по наследству перешел «танцующий мост», активно лоббировал проект на федеральном уровне.

Еще тогда на завершение строительства второго и третьего пускового комплексов просили 13,5 миллиарда рублей. Однако перспективы вырисовывались далеко не радужные: экс-губернатор и член Совета Федерации Николай Максюта, под чьим патронажем строилась и вводилась первая очередь, не стесняясь, критиковал низкие темпы финансирования строительства. Многие представители администрации также выступали против продолжения стройки – на тот момент в регионе имелось немало других острых проблем. К тому же, объект не попал в федеральную целевую программу “Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)”, что поставило под угрозу финансирование строительства, которое велось преимущественно за федеральные деньги. Все шло к тому, что уникальный в Европе мост через Волгу оказался никому не нужен – стоимость второго пускового комплекса в ценах 2010 года оценивали в 16,3 млрд. рублей. 95% этой суммы, по идее, должно финансироваться за счет бюджета РФ. Но в российской казне в следующем году на эти цели не предусмотрено ни рубля, и даже на его консервацию (500 миллионов рублей) у региона не было денег. И это при том, что по состоянию на ноябрь 2010 задолженность перед подрядчиками составляла более миллиарда рублей, чего тоже не мог потянуть регион.

Тем не менее, строительство началось, но из-за нестабильного финансирования за два года было построено лишь 20% комплекса второй очереди. Сергей Боженов при этом называл компанию «Волгомост» «стратегическим партнером» Волгоградской области и обещал всячески оказать поддержку проекта – как, правда, не сообщалось.

С приходом в регион уже четвертого по счету губернатора, Андрея Бочарова, ситуация в корне не поменялась – на 2015 год строительство второй очереди также отставало от ранее заявленного графика. И пусть, по словам главы региона, государство и область в полном объеме выполняют свои обязательства по финансированию строительства транспортной развязки, те в свою очередь выкатывали претензии по оплате – строительство затягивалось, и инфляция пожирала выручку компании. Ситуация обострилась настолько, что подрядчик в 2017 году отсудил 50 миллионов рублей у регионального комитета транспорта и дорожного хозяйства.

Интересно, что тем летом – а именно 17 июля 2015 года губернатор высказал идею сделать следующим этапом строительства не третий, а четвертый пусковой комплекс — транспортную развязку протяженностью 3,2 километра от моста через Волгу до Третьей Продольной магистрали. По его мнению, это позволит разгрузить город от транзитного транспорта, уменьшить число заторов и ДТП, улучшить экологию.

В конечном счете, второй пусковой комплекс – мост через Ахтубу пообещали сдать в 2018 году (а когда-то давно планировали ввести в эксплуатацию в далеком 2011!). Однако до сих пор движение по мосту осуществляется по временной схеме. Памятуя о прошлых ошибках, волгоградский комитет транспорта и дорожного хозяйства потратил десять миллионов рублей на первичное обследование и испытания сооружений, входящих в состав второй очереди, чтобы оценить текущие результаты строительства и качество выполненных работ, проверить габариты моста, материал, из которого он сделан, толщину дорожного покрытия, дефекты и многое другое. Проверку  вели при помощи компьютерного анализа, а также гидролокаторов.

Подбиваем баланс

Как следует из опубликованных на сайте ОАО (ныне ПАО) “Волгамост”, в период с 2009 по 2015 годы на работы по 2 пусковому комплексу мостовому переходу через реку Волга в г. Волгограде составили 10 905 244 тыс руб, или же 10,9 млрд рублей. Общая стоимость работ составляет 14 273 788 тыс. руб. или 14,2 млрд рублей. В отчётности за 2015 год указана формулировка: “Остаток работ – 4 222 401 тыс. руб.”. При этом, если вычесть стоимость работ изначальную и ту, что была проведена, получится сумма 3 368 544 тыс. руб. После этого ОАО была переделана в ПАО, и на официальном сайте в последних опубликованных документах больше не упоминается о том, сколько денег было потрачено на строительство второй очереди.

ИА “СоцИнформБюро”

Именно с такой интересной картиной мы подходим к исполнению второго этапа “наполеоновских планов”, намеченных еще в 1996 году. Не исключено, что в истории волгоградской легенды появится еще немало интересных глав – после того, как будет окончательно сдана вторая очередь, или уже с началом строительства третьей – то, что они будут, сомневаться не приходится. Мы, тем временем, продолжим следить за развитием событий.

Вячеслав Агапов, Алексей Гаврилов.