Депутатам нового созыва по силам уже сегодня приступить к обновлению и формированию пакета региональных законов
ВОЛГОГРАД, «Социнформбюро», 1 апреля 2009 г. – Серьезные перемены произошли в политическом формате Волгоградской области – месяц назад был избран новый состав Волгоградской областной думы. Мы продолжаем публиковать мнения экспертов. Каков смысл перемен? С какими рисками столкнется региональная власть в 2008 году? И, наконец, вечный вопрос – что делать?
– Виктор Александрович, как бы Вы оценили новый состав областной Думы с точки зрения её работоспособности? Насколько эффективно смогут работать депутаты нового созыва?
– Полагаю, что с работоспособностью у депутатов Думы нового созыва проблем не будет. Во-первых, потому, что в числе новоизбранных депутатов – немало тех, кто уже имеет опыт реальной, конструктивной законодательной работы. И тот факт, что структура новой Думы и состав её комитетов были сформированы без задержек, свидетельствует о готовности депутатов приступить к работе.
Во-вторых, есть аппарат Думы, обеспечивающий правовое, консультационное и организационно-техническое сопровождение законодательной работы депутатов. В числе его руководителей – люди с богатым административным опытом, знающие своё дело. Три года назад при участии специалистов ВАГС организационная структура аппарата была серьёзно откорректирована, и за это время никаких серьёзных сбоев в её работе замечено не было. Есть все основания надеяться, что так будет и в дальнейшем.
А вот что касается эффективности работы новой Думы, здесь, на мой взгляд, не всё безоблачно. С одной стороны, лично меня радует, что председателем был избран Владимир Кабанов – человек, имеющий реальное представление не только о формировании бюджета области, но и его исполнении.
С другой стороны, ему предстоит решение довольно сложной задачи – как грамотно включить партийные фракции КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» в совместную работу с единороссовским большинством Думы, которое он сам и возглавляет. Эти фракции остались без руководящих портфелей, а в таких условиях есть опасность, что оппозиция будет не всегда выступать конструктивно. Тем более, что впереди – нелёгкие времена, и поводов для политических стычек будет предостаточно.
– Речь идёт о финансовом кризисе и его последствиях?
– Да, разумеется. О последствиях вообще пока говорить рано, мы ещё слабо себе представляем его масштабы. В этих условиях депутатам предстоит продемонстрировать свою, извините, интеллектуальную способность к анализу меняющейся не в лучшую сторону социально-экономической ситуации. Предстоит научиться более внимательно прислушиваться к мнению экспертов, учёных, брать на вооружение современные методики оценки эффективности расходования бюджетных средств. Возможно, я покажусь резким в своих оценках, но поднимать этот пласт работы придётся практически с нуля. Привычка работать с постоянной оглядкой на политическую коньюнктуру, на решения, «спускаемые сверху» может сослужить очень плохую службу.
Можно, например, сколько угодно разговаривать про формирование инвестиционной привлекательности региона. Но где конкретные примеры, каков их действительный экономический и социальный эффект, какой опыт оказался удачным, а какой – не очень? Судя по региональным СМИ, на эти вопросы нет внятных ответов.
В условиях финансово-экономического кризиса возможно и существенное сокращение бюджета области, и сокращение федеральных инвестиций в региональную экономику и социальную сферу. К этому надо было быть готовым ещё вчера. Вместо этого многие предпочитали читать мантры про «финансовую подушку безопасности», «островок безопасности» и повторять за некоторыми федеральными политиками-иллюзионистами слова про «технологический рывок России в условиях мирового кризиса».
Может быть я и ошибаюсь, но хотелось бы услышать от депутатов областной Думы про то, где именно в нашем регионе предвидится эффект стремительного технологического и экономического роста. Если с этим всё не так просто, значит, самая пора перестать повторять расхожие политические штампы и начать с банальной инвентаризации реального сектора экономики: где самые уязвимые места в промышленности, в аграрном секторе, в финансово-кредитной сфере? Вот здесь областная Дума сможет и должна наконец-то воспользоваться по полной программе своими законными функциями по контролю за исполнительной властью.
– Вы полагаете, что в масштабах отдельно взятой Волгоградской области возможно оказать серьёзное противодействие мировым и общероссийским проявлениям финансового кризиса?
– К сожалению, это нереально. Но депутатам нового созыва вполне по силам уже сегодня приступить к обновлению и формированию пакета региональных законов, которые помогут смягчить удар по самым социально незащищённым категориям населения области. А это не только вопрос социальной защиты, но и вопрос социальной безопасности региона, профилактики экстремизма, который, как известно, возникает в обществе не от хорошей жизни.
Надо помогать крупным промышленным предприятиям, вынужденных сотнями сокращать своих работников, вести переговоры с их собственниками, вводить новые региональные целевые программы по переквалификации и трудоустройству, не дожидаясь соответствующей команды и финансовых трансфертов из Москвы. В общем, всегда надо готовиться к худшему повороту событий, чтобы они не наступили. Надеюсь, областной Думе нового созыва эта задача окажется по силам. Да ещё бы поменьше общих слов, лозунгов и откровенного популизма.
Виктор ПИЛИПЕНКО, социолог,
директор НИИ социальной антропологии города
Волгоградской академии государственной службы