Считает председатель комитета областной думы по организации государственной власти и местному самоуправлению, член фракции «Единая Россия» Леонид ТИТОВ.
— Леонид Александрович, начало формирования органов местного самоуправления в регионе пришлось на время прошлого созыва думы, в котором вы возглавляли тот же комитет, что и нынче. И фактически вы при участии своих коллег с нуля создавали законодательную базу.
— Могу уточнить, что за это время депутатами и прошлого, и нынешнего созыва принято около 90 законов, которые являются правовой основой жизни местного самоуправления. В рамках действующего законодательства создано 452 поселения, которые наделены соответствующими полномочиями, разработана методика межбюджетных отношений, разграничено имущество, которым могут пользоваться территории. Наконец, избрана и действует местная власть. На прошедших минувшей осенью выборах в органы местного самоуправления жители области наделили полномочиями 30 глав муниципальных районов, огромное количество глав поселений. И то, что на 4,5 тысячи выборных должностей претендовали около десяти тысяч человек, свидетельствует об одном: местное самоуправление в регионе состоялось, это факт нашей жизни. Люди почувствовали вкус власти в хорошем смысле этих слов, они готовы ею распоряжаться и бороться за то, чтобы в органы МСУ попадали самые активные, подготовленные, востребованные людьми представители.
— Тем не менее, нельзя сказать, что никаких проблем в этой области больше нет…
— Конечно же, проблемы есть. Мы их видим, и видим, что они пока не находят должных решений. Первая и самая, пожалуй, главная проблема — финансовая. Передав муниципалитетам полномочия, мы посредством методики межбюджетных отношений попытались передать под эти полномочия и часть средств из областного бюджета. Но получилось так, что денег муниципалитетам хватает, в лучшем случае, только на половину переданных полномочий. Остальные остаются без финансового сопровождения и, соответственно, носят декларативный характер.
— И что же можно сделать в такой ситуации?
— Для того, чтобы муниципалитеты зажили полной жизнью, им должны быть переданы новые ресурсы из областного бюджета, у них должны появиться хорошо собираемые налоги. Должно появиться право сдавать в аренду землю на своих условиях, а для этого ее нужно разграничить. Ведь до тех пор, пока это не сделано, условия диктует областная исполнительная власть.
— Вы назвали первую проблему, значит, есть и вторая?
— И вторая, и третья. Вторая — кадровый потенциал. Он пока очень и очень слаб. Нередко именно это становится причиной того, что местная власть не может выполнить своих полномочий и возвращает их на уровень района. Кстати сказать, чем дальше, тем реже это происходит. Наконец, третья проблема — «пресс» контролирующих структур и правоохранительных органов. И те, и другие говорят: вам переданы полномочия — будьте любезны их исполнять. В адрес глав поселений идут прокурорские предписания, а причина неисполнения проста — нет денег. Получается своего рода замкнутый круг.
— Недаром, видимо, глава одного из поселений назвал свою должность «расстрельной»…
— Чтобы она не была таковой, необходимо пересмотреть методику межбюджетных отношений. Этим мы и намерены заниматься. И сегодня для этого есть все предпосылки. Минувший год — от марта 2009 до марта 2010 был во многом определяющим: сформировался новый состав законодательного собрания, назначен новый губернатор области, который готов пересмотреть вопрос формирования исполнительных органов власти. Уже к апрелю глава администрации региона Анатолий Бровко должен подготовить предложения об их реформировании.
— Леонид Александрович, есть, как видится, еще и четвертая проблема. Я имею в виду последние события, когда в поле зрения правоохранительных органов попали главы Новоаннинского и Быковского районов области Александр Ванин и Николай Чеванин, которые «погорели» на взятках.
— Что и говорить, события не из приятных. Они свидетельствуют о том, что коррупция проникла буквально во все слои нашего общества. В то же время, это подтверждает слова Президента России, который заверил, что коррупционеров не защитят ни заслуги, ни звания, ни принадлежность к рядам правящей партии. Что касается регионального отделения «Единой Россиия», то нам, как видится, нужно впредь более тщательно отбирать кандидатов на выборные должности, учитывая всю палитру мнений.
— Леонид Александрович, на недавнем заседании судейского сообщества региона вновь поднимали вопрос об упразднении некоторых городских и районных судов. Вместе с тем, губернатор Анатолий Бровко на том же заседании призывал обеспечить как можно большей доступ жителей области к правосудию. Как это сочетается?
— Мы многое сделали для того, чтобы доступ к правосудию для жителей области был облегчен. Прежде всего, это наращивание количества участков мировых судей. Еще несколько лет назад у нас их было 120, обратившись в Госдуму, нам удалось увеличить их до 145, но необходимо еще 20-25, и этот вопрос решается. Параллельно проводится реформа судоустройства в регионе. На сегодняшний день в городах и районах области действует 43 райсуда, 11 из них планируется упразднить. Но это не значит, что суды исчезнут как таковые, и жители региона утратят доступ к правосудию. Скажем, дислокация Котельниковского райсуда (а его планируют объединить с Октябрьским райсудом) будет следующей: председатель суда, основная часть судей и общая канцелярия будут находиться в Котельниковском районе, а в Октябрьском районе расположится постоянная сессия (судебный состав) Котельниковского райсуда.
— И что это даст?
— Прежде всего, это позволит уравновесить нагрузку на судей. Сегодня в судах Волгограда она составляет около 70 дел в месяц на одного судью, а в районных судах — до 20. Таким образом, следуя вашей логике, получается, что в селе правосудие более доступно, чем в областном центре. Реформирование судов позволит приблизить нагрузку к среднеобластному показателю и перераспределить штатную численность судей в пользу крупных городов. Кроме того, реформирование судов восстановит права подсудимых, обвиняемых в тяжких и особо тяжких преступлениях — они смогут настаивать на том, чтобы их дело рассматривал не один судья, а тройка судей. Пока за недостатком судей это возможно не во всех районных судах.
— При всех перечисленных вами плюсах этого преобразования, значительная часть глав районов выступает категорически против них.
— Это связано с тем, что реформирование судов накладывается на полную неразбериху в реформах, которые ведут другие министерства и ведомства. Их действия несогласованны и напоминают басню о лебеде, раке и щуке. Получается, что военкоматы сокращаются по одной схеме, налоговые инспекции — по другой, отделения Сбербанка — по третьей. В результате жителям приходится колесить из одного райцентра в другой. Потому-то главы районов и не приемлют такие реформы. Я не раз поднимал перед Советом Федерации вопрос о том, что нужно упорядочить эти действия. Пока этот вопрос не решается.
— Кстати сказать, в последнее время идут разговоры об упразднении самих районов как уровня власти.
— Организовав местное самоуправление, мы ушли от трехуровневой системы власти: федерация — субъект — район, которая существовала много лет, к четырехуровневой, к поселению как уровню управления страной. Это европейский стандарт, когда власть максимально приближена к народу. Чтобы ликвидировать районы, нужно, чтобы самоуправление окончательно сформировалось. Каждый муниципалитет — а их, повторюсь, 452 — должен быть укомплектован штатом специалистов: юристов, экономистов. Ведь власть — это, кроме всего прочего, деньги. В нашем регионе это более 20 миллиардов рублей, кто-то должен контролировать, как они расходуются. Значит, должно быть создано 452 контрольно-счетных органа. Так что, думаю, районы как уровень власти сохранятся еще надолго.
Пресс-служба
Волгоградской областной думы
www.volgoduma.ru